Анализ исходного состояния
Действия органов государственной власти Республики Коми по развитию доходной базы Республики Коми характеризуют планомерность и ориентированность на конечный результат. В первую очередь это отражается на динамике поступления доходов в консолидированный бюджет Республики Коми.
Из анализа данных по исполнению бюджета за 2001-2003 годы видна четкая тенденция к значительному росту объема поступающих в бюджеты Республики Коми собственных финансовых ресурсов. В целом за эти годы увеличение объема налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Коми составило 2,9 млрд рублей, при том, что ежегодно Российская Федерация перераспределяла в свою пользу часть доходных источников.
Кроме того, Правительством Республики Коми был найден оптимальный инструмент для выстраивания взаимовыгодных отношений власти и бизнеса - подписание соглашений о сотрудничестве с крупнейшими предприятиями, осуществляющими производственную деятельность на территории Республики Коми. В число таких компаний вошли ОАО "Лукойл", ООО "Енисей", ЗАО "Северсталь-групп", ОАО "Газпром", ОАО РЖД "Северная железная дорога". Соглашениями предусматривается реализация мероприятий по дальнейшему развитию и повышению эффективности деятельности предприятий на территории республики, развитие минерально-сырьевой базы и на основе этого увеличение налоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Коми, повышение эффективности социально-экономического развития региона. Во многом благодаря взаимодействию с этими предприятиями объем поступления в консолидированный бюджет Республики Коми налога на прибыль организаций по итогам исполнения бюджета за 8 месяцев 2004 года возрос по сравнению с аналогичным периодом 2003 года на 1,9 млрд рублей, или почти в 2 раза.
Потенциальным резервом для развития собственной доходной базы Республики Коми являются малое предпринимательство. На сегодняшний день это почти 5 тыс.малых предприятий и более 34 тыс.индивидуальных предпринимателей. На малых предприятиях занято около 43 тыс.человек.
Несмотря на то, что основным видом деятельности малого предпринимательства являются торговля и общественное питание, определенное место оно занимает и в производственной сфере экономики Республики Коми. Общий объем промышленного производства малого бизнеса в республике, включая индивидуальных предпринимателей, составляет 6 процентов объема продукции, производимой в Республике Коми. Малыми предприятиями производится 14 процентов общего объема товаров и услуг. Роль малого предпринимательства наиболее значительна в производстве потребительских товаров (производство пластиковых окон и дверей, производство обуви, мебели, муки, минеральной воды).
Тем не менее потенциал малого бизнеса в Республике Коми недостаточно использован. Уровень его развития ниже, чем в других соседних регионах Российской Федерации, и существенно уступает показателям в странах с развитой рыночной экономикой, где данный сектор экономики обеспечивает более половины занятости населения.
Другим источником развития доходной базы Республики Коми является ее собственность. Основным нормативным документом, определяющим порядок управления и распоряжения государственной собственностью Республики Коми, является Закон Республики Коми "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Коми". Внимание, которое уделяется Правительством Республики Коми вопросам управления государственной собственностью Республики Коми, нашло свое отражение и в реализуемой с 2001 года на территории Республики Коми Экономической программе. Повышение эффективности управления - основная задача, которую предполагается реализовать до 2006 года. Но уже сейчас можно подвести некоторые итоги. Если в 2001 году финансовым результатом деятельности 76 унитарных предприятий был общий убыток в размере 238 млн.рублей, то, по оценкам, на конец 2004 года 41 действующее унитарное предприятие получит общую прибыль на сумму 2,5 млн.рублей. К 2006 году планируется сократить количество унитарных предприятий до 20, при этом результатом их деятельности должно стать получение прибыли в размере около 5 млн.рублей.
План реформирования
Предполагается, что созданию условий для развития доходной базы Республики Коми будет способствовать реализация мер по следующим основным направлениям:
1) совершенствование механизмов управления дебиторской задолженностью, предоставления рассрочек и отсрочек по платежам в бюджет;
2) совершенствование механизма предоставления налоговых льгот по платежам в бюджет;
3) повышение деловой активности малого предпринимательства;
4) повышение эффективности управления собственностью Республики Коми.
В основе действий Правительства Республики Коми по каждому из перечисленных направлений будет лежать в первую очередь:
а) оценка потерь республиканского бюджета Республики Коми от недополученных доходов, в том числе с учетом инфляции по дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей;
б) оценка объема предоставляемых налоговых льгот в разрезе отраслей экономики республики;
в) оценка фактического уровня деловой активности в форме малого предпринимательства;
г) оценка результатов деятельности государственных унитарных предприятий и организаций.
Объективно наиболее значимыми и в большей степени зависящими от воли органов государственной власти Республики Коми направлениями развития доходной базы республики являются повышение деловой активности малого предпринимательства и повышение эффективности управления собственностью Республики Коми. Проявление заинтересованности в их развитии должно найти отражение в следующих действиях Правительства Республики Коми:
1) создание благоприятного предпринимательского климата, снятие нормативно-правовых, административных и организационных барьеров;
2) содействие развитию малого бизнеса через систему инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, ее расширение и совершенствование;
3) оптимизация структуры государственной собственности Республики Коми;
4) привлечение к управлению предприятиями исключительно профессиональных менеджеров, поддержание необходимого уровня профессиональной подготовки руководителей государственных предприятий;
5) усиление контроля за эффективностью использования государственного имущества Республики Коми.
Ориентирами конечного результата создания условий для развития доходной базы республики являются:
1) снижение объема дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей до 3 процентов от суммы расходов республиканского бюджета Республики Коми;
2) предоставление налоговых льгот по платежам в республиканский бюджет Республики Коми в объеме, не превышающем 5 процентов от суммы доходов республиканского бюджета Республики Коми;