Действующий

О целевой республиканской программе "Комплексная программа реформирования региональных финансов Республики Коми" (с изменениями на 27 декабря 2006 года)

3.6. Создание условий для развития доходной базы (F)


Анализ исходного состояния

Действия органов государственной власти Республики Коми по развитию доходной базы Республики Коми характеризуют планомерность и ориентированность на конечный результат. В первую очередь это отражается на динамике поступления доходов в консолидированный бюджет Республики Коми.

Из анализа данных по исполнению бюджета за 2001-2003 годы видна четкая тенденция к значительному росту объема поступающих в бюджеты Республики Коми собственных финансовых ресурсов. В целом за эти годы увеличение объема налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Коми составило 2,9 млрд рублей, при том, что ежегодно Российская Федерация перераспределяла в свою пользу часть доходных источников.

Кроме того, Правительством Республики Коми был найден оптимальный инструмент для выстраивания взаимовыгодных отношений власти и бизнеса - подписание соглашений о сотрудничестве с крупнейшими предприятиями, осуществляющими производственную деятельность на территории Республики Коми. В число таких компаний вошли ОАО "Лукойл", ООО "Енисей", ЗАО "Северсталь-групп", ОАО "Газпром", ОАО РЖД "Северная железная дорога". Соглашениями предусматривается реализация мероприятий по дальнейшему развитию и повышению эффективности деятельности предприятий на территории республики, развитие минерально-сырьевой базы и на основе этого увеличение налоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Коми, повышение эффективности социально-экономического развития региона. Во многом благодаря взаимодействию с этими предприятиями объем поступления в консолидированный бюджет Республики Коми налога на прибыль организаций по итогам исполнения бюджета за 8 месяцев 2004 года возрос по сравнению с аналогичным периодом 2003 года на 1,9 млрд рублей, или почти в 2 раза.

Потенциальным резервом для развития собственной доходной базы Республики Коми являются малое предпринимательство. На сегодняшний день это почти 5 тыс.малых предприятий и более 34 тыс.индивидуальных предпринимателей. На малых предприятиях занято около 43 тыс.человек.

Несмотря на то, что основным видом деятельности малого предпринимательства являются торговля и общественное питание, определенное место оно занимает и в производственной сфере экономики Республики Коми. Общий объем промышленного производства малого бизнеса в республике, включая индивидуальных предпринимателей, составляет 6 процентов объема продукции, производимой в Республике Коми. Малыми предприятиями производится 14 процентов общего объема товаров и услуг. Роль малого предпринимательства наиболее значительна в производстве потребительских товаров (производство пластиковых окон и дверей, производство обуви, мебели, муки, минеральной воды).

Тем не менее потенциал малого бизнеса в Республике Коми недостаточно использован. Уровень его развития ниже, чем в других соседних регионах Российской Федерации, и существенно уступает показателям в странах с развитой рыночной экономикой, где данный сектор экономики обеспечивает более половины занятости населения.

Другим источником развития доходной базы Республики Коми является ее собственность. Основным нормативным документом, определяющим порядок управления и распоряжения государственной собственностью Республики Коми, является Закон Республики Коми "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Коми". Внимание, которое уделяется Правительством Республики Коми вопросам управления государственной собственностью Республики Коми, нашло свое отражение и в реализуемой с 2001 года на территории Республики Коми Экономической программе. Повышение эффективности управления - основная задача, которую предполагается реализовать до 2006 года. Но уже сейчас можно подвести некоторые итоги. Если в 2001 году финансовым результатом деятельности 76 унитарных предприятий был общий убыток в размере 238 млн.рублей, то, по оценкам, на конец 2004 года 41 действующее унитарное предприятие получит общую прибыль на сумму 2,5 млн.рублей. К 2006 году планируется сократить количество унитарных предприятий до 20, при этом результатом их деятельности должно стать получение прибыли в размере около 5 млн.рублей.

План реформирования

Предполагается, что созданию условий для развития доходной базы Республики Коми будет способствовать реализация мер по следующим основным направлениям:

1) совершенствование механизмов управления дебиторской задолженностью, предоставления рассрочек и отсрочек по платежам в бюджет;

2) совершенствование механизма предоставления налоговых льгот по платежам в бюджет;

3) повышение деловой активности малого предпринимательства;

4) повышение эффективности управления собственностью Республики Коми.

В основе действий Правительства Республики Коми по каждому из перечисленных направлений будет лежать в первую очередь:

а) оценка потерь республиканского бюджета Республики Коми от недополученных доходов, в том числе с учетом инфляции по дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей;

б) оценка объема предоставляемых налоговых льгот в разрезе отраслей экономики республики;

в) оценка фактического уровня деловой активности в форме малого предпринимательства;

г) оценка результатов деятельности государственных унитарных предприятий и организаций.

Объективно наиболее значимыми и в большей степени зависящими от воли органов государственной власти Республики Коми направлениями развития доходной базы республики являются повышение деловой активности малого предпринимательства и повышение эффективности управления собственностью Республики Коми. Проявление заинтересованности в их развитии должно найти отражение в следующих действиях Правительства Республики Коми:

1) создание благоприятного предпринимательского климата, снятие нормативно-правовых, административных и организационных барьеров;

2) содействие развитию малого бизнеса через систему инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, ее расширение и совершенствование;

3) оптимизация структуры государственной собственности Республики Коми;

4) привлечение к управлению предприятиями исключительно профессиональных менеджеров, поддержание необходимого уровня профессиональной подготовки руководителей государственных предприятий;

5) усиление контроля за эффективностью использования государственного имущества Республики Коми.

Ориентирами конечного результата создания условий для развития доходной базы республики являются:

1) снижение объема дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей до 3 процентов от суммы расходов республиканского бюджета Республики Коми;

2) предоставление налоговых льгот по платежам в республиканский бюджет Республики Коми в объеме, не превышающем 5 процентов от суммы доходов республиканского бюджета Республики Коми;