Действующий

О целевой республиканской программе "Комплексная программа реформирования региональных финансов Республики Коми" (с изменениями на 27 декабря 2006 года)

3.1. Реформа бюджетного процесса и управления расходами (A)


Анализ исходного состояния

Законодательным актом, определяющим бюджетное устройство и бюджетный процесс в Республике Коми, является Закон Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми", который регламентирует процедуру рассмотрения, утверждения проекта закона Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на очередной финансовый год и другие аспекты бюджетного процесса.

В 2002 году были приняты 4 поправки к Закону Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2002 год", в 2003 году - 6 поправок, в первом полугодии 2004 года - 1 поправка. Причинами внесения поправок, в частности, являются:

1) не всегда поддающийся точному измерению с помощью индикаторов характер развития экономики;

2) сложность прогнозирования влияния на экономику изменений в условиях хозяйствования, в том числе в порядке и условиях налогообложения.

В соответствии с Законом Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми" бюджетный процесс подразделяется на следующие этапы:

1) начало работы по составлению проекта республиканского бюджета Республики Коми, уточнению прогнозов социально-экономического развития Республики Коми, согласованию прогнозных расчетов и подготовке документов и материалов к проекту закона о республиканском бюджете Республики Коми - за 4 месяца до начала очередного финансового года;

2) внесение Главой Республики Коми Бюджетного послания, документов и материалов, прилагаемых к нему, в Государственный Совет Республики Коми - не позднее 15 ноября года, предшествующего очередному финансовому году;

3) рассмотрение Государственным Советом Республики Коми проекта закона Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми в первом чтении - не позднее 5 декабря года, предшествующего очередному финансовому году;

4) рассмотрение Государственным Советом Республики Коми проекта закона Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми во втором чтении и его утверждение - не позднее 25 декабря года, предшествующего очередному финансовому году;

5) организация исполнения и исполнение органами исполнительной власти Республики Коми закона Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми;

6) контроль за исполнением республиканского бюджета Республики Коми;

7) представление Главой Республики Коми отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Коми Государственному Совету Республики Коми и Контрольно-счетной палате Республики Коми - не позднее 1 мая года, следующего за отчетным.

Закон Республики Коми об исполнении республиканского бюджета Республики Коми за прошедший финансовый год утверждается на сессии Государственного Совета Республики Коми с последующим опубликованием в официальной печати.

Таким образом, осуществляемый в Республике Коми бюджетный процесс в полной мере соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В меньшей степени в Республике Коми развиты процессы эффективного управления расходами. Недостающими звеньями механизма эффективного управления расходами являются:

1) отсутствие единого системного перечня бюджетных услуг, предоставляемых населению;

2) отсутствие установленных стандартов качества предоставления бюджетных услуг;

3) отсутствие утвержденных требуемых количественных показателей для оценки результатов деятельности как министерств и ведомств, так и отдельных бюджетных учреждений;

4) отсутствие правовой нормы об обязательности использования процедур публичной, независимой экспертизы законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства.

Такое положение приводит не только к тому, что конечный потребитель бюджетных услуг находится в неведении о спектре предоставляемых бюджетных услуг, но и к неопределенности оценки эффективности производимых бюджетных расходов и эффективности деятельности участников бюджетного процесса.

План реформирования

Целью Программы являются повышение эффективности и результативности предоставления бюджетных услуг и, как следствие, оптимизация бюджетных расходов. Достижение поставленной цели планируется осуществить за счет оптимизации бюджетного процесса в Республике Коми в части анализа качества бюджетных услуг, повышения его прозрачности и открытости, а также привлечения к участию в этом процессе представителей общественности.

Прозрачность и доступность бюджета, возможность участия в его обсуждении не только депутатов, но и представителей широкой общественности являются важными характеристиками степени ответственности власти перед обществом и одновременно действиями по предотвращению коррупции в органах государственной власти.

Одной из важнейших задач в данном направлении является проведение мониторинга эффективности и результативности предоставления населению бюджетных услуг (бюджетных расходов). Предполагается, что предметами мониторинга будут являться данные об индикаторах качества оказанных услуг и данные о затратах, связанных с их оказанием.

Информация о результатах мониторинга будет доступной для граждан и потребителей услуг в разрезе индикаторов качества их выполнения через сеть Интернет и другие средства массовой информации с необходимой периодичностью.

Таким образом будет создана система информирования потребителей бюджетных услуг о качестве и результативности деятельности общественного сектора. Для руководителей министерств и ведомств, а также учреждений Республики Коми она станет источником информации для принятия управленческих решений по оптимизации их деятельности, будет отчетливо выявлять области неэффективности, что создаст предпосылки для их устранения. Предполагается, что основным результатом мониторинга станет создание механизма для оптимизации и внутренней мотивации совершенствования системы предоставления бюджетных услуг.

Оценку результатов деятельности любой бюджетной организации можно будет рассматривать как сопоставление результатов ее работы с определенными однозначно трактуемыми стандартами бюджетной услуги, предоставляемой этой организацией.