Анализ исходного состояния
Основными нормативными правовыми документами, напрямую или косвенно определяющими характер межбюджетных отношений и межбюджетного регулирования в Российской Федерации, являются:
1) Бюджетный кодекс Российской Федерации;
2) Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Основы межбюджетных отношений в Республике Коми закреплены в Законе Республике Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми".
В главе 7 "Межбюджетные отношения в Республике Коми" названного Закона определены порядок передачи расходов и доходов бюджетов, предоставления финансовой помощи из республиканского бюджета Республики Коми, права органов государственной власти Республики Коми при предоставлении финансовой помощи и взаимоотношения республиканского и местных бюджетов.
Действующая в Республике Коми система межбюджетного регулирования предполагает ежегодное установление порядка применения того или иного инструмента регулирования. Так, отдельными нормативными правовыми актами Республики Коми на соответствующий финансовый год закрепляются:
1) нормативы отчислений по регулирующим налогам;
2) порядок предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам на покрытие временных кассовых разрывов;
3) методика распределения средств из Фонда финансовой поддержки муниципальных образований;
4) порядок предоставления субвенций и субсидий из Фонда компенсаций.
Применяемая в Республике Коми методология межбюджетного регулирования в текущем и предыдущие годы является производной от политики ежегодного перераспределения налоговой базы консолидированного бюджета Республики Коми в пользу федерального центра. В условиях сокращения доходной базы органы государственной власти Республики Коми, в свою очередь, также сокращают доходы местных бюджетов. Так, постепенно за период с 2000 года по 2004 год доля доходов республиканского бюджета Республики Коми в общей сумме консолидированного бюджета Республики Коми увеличилась с 57,3 процентов до 83,7 процентов. Централизация бюджетных ресурсов на республиканском уровне является в значительной степени вынужденной мерой и направлена на обеспечение гарантированного финансирования приоритетных расходов (заработная плата, оплата тепловой и электрической энергии и т.п.), что достигается путем предоставления местным бюджетам целевой финансовой помощи из республиканского бюджета Республики Коми.
Начиная с 2003 финансового года в Республике Коми обеспечивается выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований путем предоставления дотаций из Фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Основой для выравнивания являются планируемые на соответствующий финансовый год подушевые налоговые доходы, приведенные к сопоставимым значениям с помощью индекса бюджетных расходов, отражающего объективные различия между муниципалитетами в стоимости предоставления единицы бюджетных услуг. При этом учитываются различия в уровне заработной платы, цены на 25 основных продуктов питания, продолжительность отопительного сезона, стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг, транспортная доступность, дисперсность расселения, возрастная структура населения.
Несмотря на имеющуюся финансовую зависимость местных бюджетов от решений республиканских органов государственной власти, в распоряжении глав администраций муниципальных образований находится неиспользованный потенциал для качественного управления находящимися на муниципальном уровне ресурсами.
В целях стимулирования заинтересованности органов местного самоуправления в повышении качества управления, в том числе финансами, проведения мониторинга социально-экономического и финансового положения муниципальных образований Правительством Республики Коми в 2003 году была внедрена практика проведения республиканского конкурса "Лучшее муниципальное образование в Республике Коми" (постановление Правительства Республики Коми от 19 августа 2003 года N 182 "О республиканском конкурсе "Лучшее муниципальное образование в Республике Коми").
В соответствии с данным постановлением муниципальные образования в Республике Коми оценивались по следующим основным направлениям, которые, в свою очередь, подразделялись на конкретные показатели:
1) социально-демографическая характеристика населения;
2) экономическая база муниципального образования;
3) муниципальные финансы, недвижимость, землепользование;
4) жилищно-коммунальное хозяйство и сфера услуг.
Проведенный мониторинг качества управления в муниципальных образованиях способствовал получению сравнительной характеристики городов и районов по многим показателям их деятельности, что в свою очередь непременно скажется на качестве принимаемых органами государственной власти Республики Коми управленческих решений в отношении того или иного муниципального образования.
Концепция перехода
В рамках Программы основными направлениями совершенствования межбюджетных отношений в Республике Коми будут являться:
1) установление стабильных единых нормативов отчислений от региональных налогов в местные бюджеты (сверх уровня, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации);
2) внедрение объективных и прозрачных механизмов распределения финансовой помощи;
3) формализация процедур предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам;
4) организация мониторинга качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований.