Действующий

О целевой республиканской программе "Комплексная программа реформирования региональных финансов Республики Коми" (с изменениями на 27 декабря 2006 года)

3.8. Совершенствование межбюджетных отношений (H1, H2, H3, H4)


Анализ исходного состояния

Основными нормативными правовыми документами, напрямую или косвенно определяющими характер межбюджетных отношений и межбюджетного регулирования в Российской Федерации, являются:

1) Бюджетный кодекс Российской Федерации;

2) Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

3) Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Основы межбюджетных отношений в Республике Коми закреплены в Законе Республике Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми".

В главе 7 "Межбюджетные отношения в Республике Коми" названного Закона определены порядок передачи расходов и доходов бюджетов, предоставления финансовой помощи из республиканского бюджета Республики Коми, права органов государственной власти Республики Коми при предоставлении финансовой помощи и взаимоотношения республиканского и местных бюджетов.

Действующая в Республике Коми система межбюджетного регулирования предполагает ежегодное установление порядка применения того или иного инструмента регулирования. Так, отдельными нормативными правовыми актами Республики Коми на соответствующий финансовый год закрепляются:

1) нормативы отчислений по регулирующим налогам;

2) порядок предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам на покрытие временных кассовых разрывов;

3) методика распределения средств из Фонда финансовой поддержки муниципальных образований;

4) порядок предоставления субвенций и субсидий из Фонда компенсаций.

Применяемая в Республике Коми методология межбюджетного регулирования в текущем и предыдущие годы является производной от политики ежегодного перераспределения налоговой базы консолидированного бюджета Республики Коми в пользу федерального центра. В условиях сокращения доходной базы органы государственной власти Республики Коми, в свою очередь, также сокращают доходы местных бюджетов. Так, постепенно за период с 2000 года по 2004 год доля доходов республиканского бюджета Республики Коми в общей сумме консолидированного бюджета Республики Коми увеличилась с 57,3 процентов до 83,7 процентов. Централизация бюджетных ресурсов на республиканском уровне является в значительной степени вынужденной мерой и направлена на обеспечение гарантированного финансирования приоритетных расходов (заработная плата, оплата тепловой и электрической энергии и т.п.), что достигается путем предоставления местным бюджетам целевой финансовой помощи из республиканского бюджета Республики Коми.

Начиная с 2003 финансового года в Республике Коми обеспечивается выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований путем предоставления дотаций из Фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Основой для выравнивания являются планируемые на соответствующий финансовый год подушевые налоговые доходы, приведенные к сопоставимым значениям с помощью индекса бюджетных расходов, отражающего объективные различия между муниципалитетами в стоимости предоставления единицы бюджетных услуг. При этом учитываются различия в уровне заработной платы, цены на 25 основных продуктов питания, продолжительность отопительного сезона, стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг, транспортная доступность, дисперсность расселения, возрастная структура населения.

Несмотря на имеющуюся финансовую зависимость местных бюджетов от решений республиканских органов государственной власти, в распоряжении глав администраций муниципальных образований находится неиспользованный потенциал для качественного управления находящимися на муниципальном уровне ресурсами.

В целях стимулирования заинтересованности органов местного самоуправления в повышении качества управления, в том числе финансами, проведения мониторинга социально-экономического и финансового положения муниципальных образований Правительством Республики Коми в 2003 году была внедрена практика проведения республиканского конкурса "Лучшее муниципальное образование в Республике Коми" (постановление Правительства Республики Коми от 19 августа 2003 года N 182 "О республиканском конкурсе "Лучшее муниципальное образование в Республике Коми").

В соответствии с данным постановлением муниципальные образования в Республике Коми оценивались по следующим основным направлениям, которые, в свою очередь, подразделялись на конкретные показатели:

1) социально-демографическая характеристика населения;

2) экономическая база муниципального образования;

3) муниципальные финансы, недвижимость, землепользование;

4) жилищно-коммунальное хозяйство и сфера услуг.

Проведенный мониторинг качества управления в муниципальных образованиях способствовал получению сравнительной характеристики городов и районов по многим показателям их деятельности, что в свою очередь непременно скажется на качестве принимаемых органами государственной власти Республики Коми управленческих решений в отношении того или иного муниципального образования.

Концепция перехода

В рамках Программы основными направлениями совершенствования межбюджетных отношений в Республике Коми будут являться:

1) установление стабильных единых нормативов отчислений от региональных налогов в местные бюджеты (сверх уровня, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации);

2) внедрение объективных и прозрачных механизмов распределения финансовой помощи;

3) формализация процедур предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам;

4) организация мониторинга качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований.