Недействующий

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

2. Подготовка раздела I "Цели, задачи и результаты деятельности"


В первом разделе доклада должна быть представлена структура целей и задач (далее - программно-целевая структура), дающая ясное представление об основных, значимых для общества, целях деятельности главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета и подведомственных организаций, направлениях и механизмах реализации этих целей. Основными уровнями программно-целевой структуры являются цели главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета (подведомственной организации), тактические задачи и цели бюджетных целевых программ.

Цели главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета должны соответствовать приоритетам государственной региональной политики и являться подцелями стратегических целей развития республики в предстоящем периоде. Сформулированные главным распорядителем (распорядителем) цели доводятся до подведомственных организаций для формулировки тактических задач и системы показателей оценки результативности своей деятельности.

Для каждой цели развития республики, достижение которой лежит в сфере компетенции или связанно с деятельностью и (или) выполнением функций главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета, должна быть сформулирована соответствующая цель (возможно - группа целей) главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета.

В докладе должен быть проведен краткий анализ взаимосвязи между отдельными целями и указаны взаимодополняющие цели. Совокупность целей должна охватывать все направления деятельности главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета. В силу большого числа сфер ответственности и функций, выполняемых главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета, их непосредственной или косвенной связи с уровнем достижения значительного числа целей развития республики, количество целей главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета может быть значительным. В этом случае необходимо определить приоритетные цели для планового периода, исходя из нормативных правовых актов и иных официальных документов, определяющих основные задачи и принципы государственной политики в сфере компетенции главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета: Конституции Республики Хакасия, законов Республики Хакасия, направлений бюджетной и налоговой политики Республики Хакасия, определяемых Председателем Правительства Республики Хакасия, прогноза социально-экономического развития Республики Хакасия, долгосрочных и среднесрочных программных документов Правительства Республики Хакасия и т.д. Количество приоритетных целей, как правило, не должно превышать пяти, и они должны быть выделены при заполнении соответствующих форм.

При определении целей рекомендуется исходить из следующих критериев:

- специфичность (цели должны соответствовать области компетенции главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета);

- измеримость (достижение цели можно проверить с помощью количественных индикаторов);

- наличие четкой связи цели с основной деятельностью главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета;

- достижимость (цели должны быть потенциально достижимы). Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать:

- специальных терминов, затрудняющих ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере деятельности, связанной с реализацией данной цели;

- терминов, понятий и выражений, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование;

- указаний на иные цели, задачи, эффекты или результаты, которые являются следствиями достижения самой стратегической цели;

- описания путей, средств и методов достижения цели.

Правильно сформулированная система целей должна отражать набор актуальных потребностей общества и не должна зависеть от средств их достижения. Такой подход к построению целей предполагает высокую степень свободы в выборе возможных способов и средств их достижения (т.е. подразумевает множественность способов достижения каждой цели). Выбор конкретных путей, средств и методов достижения целей осуществляется на последующих стадиях планирования деятельности главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета и подведомственной организации - при формировании тактических задач и подготовке бюджетных целевых программ.

Основным принципом формирования тактических задач является конкретизация отдельных направлений достижения цели, в рамках которых предусматривается получение количественно измеримых, общественно значимых результатов в течение определенного периода времени или к определенному сроку. Достижение цели может быть обеспечено решением различных, иногда альтернативных, тактических задач. Деятельность главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета (подведомственной организации) по решению тактических задач является необходимой только в силу ее ориентации на получение результатов, непосредственно связанных с достижением сформулированных целей (подцелей). Следует избегать постановки задач, направленных на обеспечение деятельности главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета (подведомственной организации).

Сроки решения каждой из тактических задач или период времени, за который планируется получение соответствующих общественно значимых результатов, не должны превышать срок достижения цели.

Совокупность тактических задач (как правило, от 3 до 7 для каждой цели) должна охватывать все направления деятельности главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (подведомственной организации) по достижению соответствующей стратегической цели. Выделение тактических задач должно производиться с учетом необходимости обеспечения подотчетности и ответственности за их реализацию в рамках установленной структуры органов исполнительной власти Республики Хакасия и в соответствии с возложенными на них функциями. Для каждой тактической задачи должно быть приведено обоснование ее соответствия определенной цели, а также сферам деятельности и функциям органа исполнительной власти Республики Хакасия, подведомственных ему организаций.

Для осуществления мониторинга, оценки реализации программ и степени решения тактических задач с целью информирования населения и Правительства Республики Хакасия о результатах деятельности главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (подведомственной организации) в первом разделе доклада по форме, представленной в приложении N 1 к настоящим методическим рекомендациям представляется система основных показателей деятельности указанного главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

По каждому показателю приводятся:

- фактические значения за отчетные два года;

- плановые или ожидаемые/прогнозируемые значения за текущий год;

- целевые (планируемые) значения.

При обосновании целевых значений показателей необходимо по возможности сопоставлять их не только с текущим значением, но и с прогнозируемым уровнем, определенным исходя из предположения о сохранении сложившихся тенденций (соотношений).

Каждая цель, тактическая задача или программа может описываться более чем одним показателем. Количество показателей для одной цели (задачи, программы) как правило не должно превышать 3-5 (в случае использования большего количества показателей рекомендуется разделить их на основные и дополнительные).

Основными показателями, используемыми для проведения мониторинга и оценки, являются:

- непосредственные результаты деятельности, характеризующие объем и качество бюджетных услуг, оказанных главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета и подведомственными ему организациями потребителям;

- конечные результаты деятельности главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета (подведомственной организации), характеризующие эффект для потребителей от бюджетных услуг, оказанных главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета и подведомственными ему организациями.

Рассмотрим примеры