Недействующий

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

5. Подготовка раздела IV "Результативность бюджетных расходов"


В четвертом разделе доклада производится сопоставление показателей затрат и результатов деятельности главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (подведомственной организации) в отчетном и плановом периоде на основе формы согласно приложения N 5 к настоящим методическим рекомендациям, а также представляется анализ результативности бюджетных расходов и обоснование мер по ее повышению.

На основании данных о динамике плановых и фактически достигнутых показателей деятельности (непосредственных и конечных), а также затрат в разрезе программ, тактических задач (возможно мероприятий) производится оценка результативности деятельности главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств (подведомственных организаций).

Оценка производится по следующим направлениям:

1) Степень достижения целей, решения тактических задач главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (подведомственной организации).

2) Степень соответствия запланированному уровню затрат.

3) Отклонение показателей деятельности и затрат на очередной финансовый год от плановых показателей предыдущих лет и аргументированное обоснование причин такого отклонения, включая обоснование ситуации когда:

- показатели по целям выполнены, а по соответствующим им задачам или программам - не выполнены, или наоборот;

- не достигнутые плановые показатели отчетного периода устанавливаются в качестве плановых показателей следующего периода;

- сочетается значительное недовыполнение одних задач и перевыполнение других;

- наблюдается значительное перевыполнение по большинству плановых показателей.

4) Экономическая эффективность, под которой понимается соотношение непосредственных результатов деятельности, результатов, планируемых для достижения в рамках тактических задач, программ, программных мероприятий, с затратами на их достижение (например: затраты на строительство/ремонт 1 км автодороги; среднемесячный размер выплаты в рамках социальной поддержки на одного нуждающегося).

5) Общественная эффективность, под которой понимается соотношение общественно значимого эффекта деятельности (показателя конечного результата деятельности или его изменения) по отношению к непосредственным показателям деятельности.

6) Общественно-экономическая эффективность, под которой понимается соотношение величины достигнутого в результате реализации программы конечного общественно значимого результата и величины затрат на его достижение.

Для выявления степени достижения запланированных результатов и намеченных целей, уровня затрат фактически достигнутые результаты сопоставляются с их плановыми значениями, с формированием абсолютных и относительных отклонений. По капитальным затратам оцениваются объемы ввода в действие основных фондов на "вложенный рубль" и сокращение объемов незавершенного строительства.

Для выявления показателей экономической эффективности осуществляется сопоставление показателей на плановый период с показателями прошлых лет, а также с доступными данными по другим главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств (подведомственным организациям).

В рамках бюджетного цикла 2005 года оценка расходов производится по направлениям и показателям, по которым имеется информация по предыдущим годам.

По каждому направлению, в случае существенных различий (как положительных, так и отрицательных) данных между плановыми и фактическими значениями показателей, а также показателями разных лет, должен быть проведен анализ факторов, повлиявших на данное расхождение. При этом рекомендуется выделять две группы факторов:

- внутренние факторы, на которые главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств (подведомственная организация) мог влиять;

- внешние факторы, на которые главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств (подведомственная организация) не мог влиять, включая форс-мажорные обстоятельства.

Для внешних факторов указываются другие главные распорядители (распорядители) бюджетных средств (подведомственные организации), которые могли повлиять или повлияли на данный показатель (при пересечении целей деятельности главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств (подведомственных организаций)).

Для каждой группы факторов по возможности оценивается ее влияние на отклонение полученных показателей от плановых (прогнозируемых) значений.

По результатам факторного анализа обосновывается изменение целей, тактических задач, целевых показателей (относительно показателей прошлых лет, либо намеченных в прошлых бюджетных циклах), состава показателей, прекращение либо инициирование бюджетных целевых программ, а также изменение расходов по сравнению с предыдущими периодами.

В данном разделе доклада также приводятся предложения (планы), главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (подведомственной организации) по повышению результативности бюджетных расходов и качество управления бюджетными средствами.