ЗАКОН
КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ
от 12 мая 2005 года N 328
О социальном партнерстве в Камчатской области
____________________________________________________________________
Утратил силу с 24 июля 2008 года на основании
Закона Камчатского края от 4 июля 2008 года N 79
____________________________________________________________________
Настоящий Закон определяет правовую основу, принципы, формы организации, функционирования и развития системы социального партнерства в Камчатской области в целях регулирования трудовых, иных непосредственно связанных с ними отношений и достижения общественного согласия в Камчатской области.
Правовую основу социального партнерства в Камчатской области составляют Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Камчатской области, а также правовые акты, заключенные на договорной основе участниками социального партнерства (генеральные, региональные (областные), отраслевые (межотраслевые), территориальные и иные соглашения и коллективные договоры).
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) социальное партнерство в Камчатской области (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти Камчатской области, органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
2) работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем;
3) работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры;
4) представители работников - профессиональные союзы и их объединения (ассоциации), иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных;
5) представители работодателя - руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами, или объединение работодателей;
6) объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти Камчатской области и органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области. Особенности правового положения объединения работодателей, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации устанавливаются федеральным законом.
Целью социального партнерства является обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.
Действие настоящего Закона распространяется на всех работников, работодателей, представителей работников и представителей работодателей, осуществляющих деятельность в Камчатской области, а также на органы государственной власти Камчатской области и органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области.
1. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
2. Органы государственной власти Камчатской области и органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Принципами социального партнерства являются:
1) равноправие сторон;
2) уважение и учет интересов сторон;
3) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
4) соблюдение сторонами социального партнерства и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
5) полномочность представителей сторон социального партнерства;
6) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
7) добровольность принятия сторонами социального партнерства на себя обязательств;
8) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами социального партнерства;
9) обязательность выполнения сторонами коллективных договоров, соглашений;
10) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
11) ответственность сторон социального партнерства, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений;
12) недопустимость воспрепятствования деятельности по заключению, пересмотру и выполнению коллективных договоров и соглашений.
Система социального партнерства включает следующие уровни:
1) федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
2) региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Камчатской области;
3) отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
4) территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальных образованиях в Камчатской области;
5) уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
Социальное партнерство осуществляется в формах:
1) коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
2) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
3) участия работников, их представителей в управлении организацией;
4) участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
1. Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются администрацией Камчатской области, органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области с учетом мнения соответствующих профсоюзов, их территориальных организаций, объединений профессиональных союзов и объединений территориальных организаций профессиональных союзов.
2. Соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов вправе выступать с предложениями о принятии Советом народных депутатов Камчатской области и администрацией Камчатской области в соответствии с их компетенцией законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.
3. Соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов вправе участвовать в рассмотрении Советом народных депутатов Камчатской области и администрацией Камчатской области, органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, а также работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих предложений.
1. Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на уровнях системы социального партнерства, указанных в пунктах 2-5 статьи 7 настоящего Закона, на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
2. В Камчатской области образуется областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в Камчатской области, деятельность которой осуществляется в соответствии с законом Камчатской области.
3. На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в муниципальных образованиях в Камчатской области, деятельность которых осуществляется в соответствии с положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в Камчатской области.
4. На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для регулирования социально-трудовых отношений в отрасли (отраслях), ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения, а также для организации контроля за выполнением отраслевых (межотраслевых) соглашений.
5. На уровне организации образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.
6. Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из областного бюджета и местных бюджетов муниципальных образований в Камчатской области, заключаются при обязательном участии представителей администрации Камчатской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, являющихся стороной соглашения.
1. Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
2. Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
3. Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.
4. При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.
Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.
5. Представлять работодателей - государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут администрация Камчатской области, органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями.
6. При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.
7. Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.
8. Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами, коллективным договором, соглашениями.
1. Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая сторона социального партнерства.
2. Представители стороны социального партнерства, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления.
3. Участники коллективных переговоров при решении вопросов регулирования социально-трудовых отношений руководствуются принципами социального партнерства.
4. Ведение коллективных переговоров, а также урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров, производится в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.
1. Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон социального партнерства, но не более трех месяцев.