ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2005 года N 1/20
О разработке отраслевой целевой программы "Адресная поддержка решения наиболее острых проблем социально-экономического развития муниципальных образований Астраханской области на 2005-2006 годы"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Астраханской области от 13 мая 2011 года N 136-П
____________________________________________________________________
В целях выравнивания уровня жизни населения Астраханской области Администрация Астраханской области
постановляет:
1. Одобрить и утвердить представленную концепцию отраслевой целевой программы "Адресная поддержка решения наиболее острых проблем социально-экономического развития муниципальных образований Астраханской области на 2005-2006 годы".
2. Департаменту экономического развития Астраханской области (Максимова Т.Н.) разработать отраслевую целевую программу "Адресная поддержка решения наиболее острых проблем социально-экономического развития муниципальных образований Астраханской области на 2005-2006 годы" и внести ее на утверждение Администрации Астраханской области в установленном порядке.
3. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Адресная поддержка решения наиболее острых проблем социально-экономического развития муниципальных образований Астраханской области на 2005-2006 годы" департамент экономического развития Астраханской области.
4. Департаменту по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Астраханской области (Блиер М.Б.) опубликовать данное постановление в средствах массовой информации.
5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Астраханской области
А.Жилкин
КОНЦЕПЦИЯ
отраслевой целевой программы "Адресная поддержка решения наиболее острых проблем социально-экономического развития муниципальных образований Астраханской области на 2005-2006 годы"
1. Введение
2. Содержание проблемы
3. Основные цели и задачи программы
4. Основные мероприятия
5. Источники финансирования
6. Ожидаемые результаты.
В условиях переноса центра тяжести по обеспечению повышения качества жизни населения на муниципальный уровень важнейшим направлением внутриобластной политики является содействие становлению в Астраханской области системы местного самоуправления, усиление роли органов местного самоуправления в решении проблемы развития области.
В связи с этим создана данная концепция, предполагающая разработку отраслевой целевой программы "Адресная поддержка решения наиболее острых проблем социально-экономического развития муниципальных образований Астраханской области на 2005-2006 годы", основной целью которой должно стать выравнивание уровня жизни населения Астраханской области путем решения наиболее острых проблем социально-экономического развития муниципальных образований.
Сильная дифференциация муниципальных образований на территории Астраханской области по природно-ресурсному и экономическому потенциалу не позволяет обеспечить населению всех муниципальных образований достаточно высокий уровень и качество жизни.
Город Астрахань и Красноярский район, где расположено основное производство ООО "Астраханьгазпром", формируют порядка 80% областного валового регионального продукта, 88,2% объемов промышленного производства, 91,7% прибыли прибыльных предприятий, 80% налогов консолидированного бюджета области и 78% фонда оплаты труда.
На областной центр (г.Астрахань) также приходится 62,1% оборота розничной торговли, 81,5% объема платных услуг населению и 68% денежных доходов по области. Разрыв по важнейшим показателям между районами области огромен. Прежде всего, это связано со слабостью производственной базы предприятий сельских районов области, в некоторых из которых нет ни одного более-менее значимого промышленного предприятия. Удельный вес районов и городов Астраханской области по основным социально-экономическим показателям приведен в таблице 1.
Территориальная единица | Объем про- мышленной продукции | Объем с/х продук- | Фонд оплаты труда | Поступление налогов в консолиди- рованный бюджет области | Прибыль прибыль- ных предп- риятий | Оборот потреби- тельского рынка |
Область | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
г.Астрахань | 29,2 | 2,2 | 54,6 | 39,2 | 17,6 | 68,1 |
Ахтубинский | 3,1 | 10,6 | 5,5 | 4,1 | 4,9 | 4,5 |
Володарский | 0,5 | 7,7 | 1,4 | 0,5 | 0,2 | 2,3 |
Енотаевский | 0,1 | 7,8 | 0,9 | 1,0 | 0,1 | 1,5 |
Икрянинский | 4,9 | 6,8 | 3,0 | 1,5 | 1,3 | 2,5 |
Камызякский | 1,0 | 10,9 | 2,0 | 0,7 | 0,4 | 2,7 |
Красноярский | 59,6 | 6,8 | 21,4 | 45,5 | 74,1 | 5,7 |
Лиманский | 0,2 | 7,4 | 1,5 | 1,0 | 0,1 | 1,8 |
Наримановский | 0,7 | 10,5 | 3,2 | 2,3 | 0,5 | 2,5 |
Приволжский | 0,4 | 6,5 | 1,8 | 1,5 | 0,6 | 2,4 |
Харабалинский | 0,2 | 15,1 | 1,4 | 0,9 | 0,1 | 2,4 |
Черноярский | 0,1 | 7,0 | 0,7 | 0,3 | 0,0 | 1,1 |
ЗАТО Знаменск | 0,1 | 0,8 | 2,7 | 1,4 | 0,3 | 2,4 |
Существенно разнятся по районам и среднедушевые значения основных социально-экономических показателей (таблица 2). Так, при среднем по области значении объема промышленного производства на душу населения в 2003 году 27755,7 руб. уровень данного показателя по Енотаевскому району составляет 752,3 руб., по Черноярскому району - 749,4 руб. Оборот розничной торговли на душу населения также колеблется по районам от 13,4 тыс.руб. в Лиманском районе до 34,4 тыс.руб. в Красноярском. Наименьший уровень среднемесячной заработной платы характерен для Володарского (2076 руб.) и Черноярского (2107 руб.) районов. Здесь же наблюдается и наиболее высокий уровень зарегистрированной безработицы.
Различие муниципальных образований в экономической сфере приводит к нарастающей дифференциации и в социальной сфере (таблица 3). Так, обеспеченность населения больничными койками ниже среднего по России уровня в 11 районах области, амбулаторно-поликлиническими учреждениями - в 9 районах, врачами - в 12 районах, дошкольными учреждениями - в 5 районах, общеобразовательными учреждениями - в 6 районах, жильем - в 11 районах. При этом различие данных показателей по отдельным городам и районам достигает нескольких раз.
Таблица 2. Среднедушевые значения основных социально-экономических показателей по районам области за 2003 год
Показатель | Объем промыш- | Объем валовой продукции сельского хозяйства на душу населения (руб.) | Оборот розничной торговли на душу населения (руб.) | Капитальные вложения на душу населения( руб.) | Средне- | Уровень зарегист- |
Область | 27755,7 | 4973,7 | 20792,8 | 17402,8 | 4509,0 | 2,1 |
г.Астрахань | 16141,5 | 215,8 | 25803,0 | 21210,9 | 4383,0 | 1,0 |
Ахтубинский | 11286,0 | 6879,5 | 14272,3 | 2058,6 | 3545,0 | 3,2 |
Володарский | 3215,6 | 8124,1 | 13535,2 | 225,0 | 2076,0 | 4,9 |
Енотаевский | 752,3 | 13935,5 | 14107,5 | 311,8 | 2345.0 | 3,0 |
Икрянинский | 28214,4 | 7014,4 | 13905,2 | 1680,4 | 2881,0 | 3,0 |
Камызякский | 5304,0 | 10864,0 | 14626,0 | 758,0 | 2217,0 | 2,4 |
Красноярский | 438496,7 | 8996,0 | 34438,6 | 138879,8 | 12526,5 | 4,5 |
Лиманский | 1427,7 | 10744,5 | 13366,4 | 1480,3 | 2893,0 | 29 |
Наримановский | 4239,7 | 12009,1 | 13504,6 | 1219,2 | 4057,0 | 2,8 |
Приволжский | 2760,9 | 8298,2 | 14557,8 | 3367,6 | 3093,0 | 1,5 |
Харабалинский | 1298,2 | 18458,9 | 15229,4 | 466,3 | 2419,0 | 5,2 |
Черноярский | 749,4 | 16615,8 | 13618,1 | 76,4 | 2107,0 | 4,8 |
ЗАТО Знаменск | 1171,3 | 1249,2 | 15277,3 | 3236,8 | 3494,0 | 0,0 |
Больнич- | Амбу- | Врачи (человек на 10 тыс.насе- | Средний меди- | Дошкольные учреждения (мест на 100 детей в возрасте 1-6 лет) | Общеобразо- | Сред- | |||
всего | при- | всего | при- | ||||||
Ахтубинский | 96,5 | 313 | 32,9 | 111,2 | 68,9 | 68,9 | 1177 | 1177 | 17,3 |
Володарский | 78,6 | 218 | 23,9 | 87,2 | 52,9 | 48,8 | 1005 | 894 | 15,7 |
Енотаевский | 79,4 | 192,9 | 27 | 78,7 | 74,5 | 74,5 | 1423 | 1423 | 17,4 |
Икрянинский | 86,6 | 376,5 | 34,6 | 109,3 | 64,4 | 58,4 | 1625 | 1405 | 19,4 |
Камызякский | 129,1 | 217,2 | 27,7 | 94,8 | 69,1 | 51,7 | 1581 | 1498 | 17,2 |
Красноярский | 50,5 | 223,4 | 26,6 | 82,2 | 52,9 | 52,9 | 1174 | 1174 | 16,2 |
Лиманский | 93,8 | 240,5 | 30,5 | 96,5 | 69,2 | 69,2 | 1011 | 966 | 21,5 |
Наримановский | 39,4 | 186,6 | 25,1 | 69,8 | 46,5 | 45,0 | 1079 | 1040 | 18,4 |
Приволжский | 29,1 | 383,2 | 29,8 | 62,5 | 69,3 | 54,6 | 1184 | 891 | 20,3 |
Харабалинский | 85,2 | 210,3 | 27,3 | 91,6 | 44,7 | 33,3 | 1008 | 868 | 15,8 |
Черноярский | 95,1 | 242,7 | 27,7 | 91,7 | 71,5 | 71,5 | 1117 | 1042 | 19,2 |
г.Знаменск | 85,7 | 115,6 | 30,8 | 88,8 | 53,0 | 53,0 | 876 | 876 | 17.0 |
г.Астрахань | 174,6 | 304,4 | 102,3 | 154 | 68,7 | 68,7 | 848 | 848 | 19,4 |
Всего по области | 127,8 | 278,6 | 65,8 | 122,5 | 64,0 | 61,3 | 1037 | 992 | 18,6 |
Сложившаяся ситуация в социальной сфере является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития Астраханской области.
Решение вышеназванных проблем осуществляется в рамках различных отраслевых областных и федеральных целевых программ. Эти программы в основном направлены на решение проблем областного уровня.
В то же время в каждом муниципальном образовании, в каждом селе имеются свои конкретные проблемы в сфере образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и т.д., для решения которых необходимо создать соответствующие механизмы адресной поддержки.
В связи с этим по предложению Государственной Думы Астраханской области предполагается разработка отраслевой целевой программы "Адресная поддержка развития муниципальных образований Астраханской области на 2005-2006 годы".
Основной целью предлагаемой программы будет являться выравнивание уровня жизни населения Астраханской области путем решения наиболее острых проблем социально-экономического развития муниципальных образований.