ЗАКОН
КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ
от 14 марта 2005 года N 312
Об участии населения в охране общественного порядка на территории муниципальных образований в Камчатской области
{Утратил силу: Закон Камчатского края от 18.09.2008 N 123}
{Изменения:
Закон Камчатского края от 28.04.2008 N 39}
по решению Камчатского областного суда от 09.01.2008 абзац 2 ст. 14 признан недействующими и не подлежащими применению.
Настоящий Закон Камчатской области устанавливает правовые организационные основы участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка на территории муниципальных образований в Камчатской области.
Правовую основу участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка на территории муниципальных образований в Камчатской области составляют Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, регламентирующее правоотношения в сфере охраны общественного порядка, настоящий Закон, иные законы и нормативные правовые акты Камчатской области, а также правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области.
Участие граждан Российской Федерации в охране общественного порядка на территории муниципальных образований в Камчатской области основывается на принципах:
добровольности;
законности;
уважения прав и свобод человека и гражданина.
1. Участие граждан в охране общественного порядка на территории муниципальных образований в Камчатской области может быть индивидуальным и коллективным.
2. Индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка на территории муниципальных образований в Камчатской области может осуществляться в следующих формах:
1) непосредственная реализация гражданами Российской Федерации своих прав на защиту от противоправных посягательств;
2) содействие правоохранительным органам в распространении правовых знаний и проведения профилактической работы по предупреждению правонарушений, оказания им иной помощи в формах, не запрещенных законом.
3. Коллективное участие граждан Российской Федерации в охране общественного порядка на территории муниципальных образований в Камчатской области может осуществляться путем создания:
1) общественных объединений, уставные цели которых предусматривают оказание содействия правоохранительным органам в вопросах охраны общественного порядка;
2) пунктов охраны общественного порядка.
Граждане Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" в целях оказания содействия правоохранительным органам в вопросах охраны общественного порядка могут создавать общественные объединения.
1. Пункты охраны общественного порядка являются органом территориального общественного самоуправления и могут создаваться гражданами в целях объединения их усилий в оказании содействия правоохранительным органам в вопросах охраны общественного порядка.
2. Порядок организации и осуществления деятельности пунктов охраны общественного порядка определяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом и правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области.
3. Пункт охраны общественного порядка осуществляет свою деятельность на определенной органом местного самоуправления территории муниципального образования в Камчатской области.
К основным задачам пункта охраны общественного порядка относятся:
изучение состояния общественного порядка на закрепленной территории и внесение в органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области предложений по его укреплению;
координация взаимодействия общественных объединений и граждан, участвующих в охране общественного порядка;
участие в работе по пропаганде правовых знаний среди населения, проживающего на территории, закрепленной за пунктом охраны общественного порядка;
координация работы общественных объединений по проведению ими индивидуальной воспитательной работы с правонарушителями;
ходатайство перед органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, правоохранительными органами и иными организациями о поощрении лиц, активно участвующих в профилактике и пресечении правонарушений;
содействие защите конституционных прав и законных интересов граждан;
активное участие в предупреждении и пресечении правонарушений;
охрана общественного порядка, собственности граждан и юридических лиц;
формирование добровольных народных дружин.
1. Граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, положительно характеризующиеся по месту жительства и работы, проживающие на территории муниципальных образований в Камчатской области и реализующие свое право на участие в охране общественного порядка в Камчатской области через пункты охраны общественного порядка, являются народными дружинниками.
2. Из числа народных дружинников могут формироваться добровольные народные дружины. Порядок их формирования и деятельности определяется положением, утверждаемым руководящим органом пункта охраны общественного порядка.
В целях реализации задач пунктов охраны общественного порядка, указанных в статье 6 настоящего Закона:
1. Народные дружины и народные дружинники могут:
1) обеспечивать совместно с правоохранительными органами охрану общественного порядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в жилых микрорайонах и других общественных местах;
2) оказывать содействие правоохранительным органам в борьбе с хулиганством, пьянством, наркоманией, вымогательством, нарушениями правил торговли, санитарии и гигиены, в соблюдении правил безопасности дорожного движения, предупреждении детской безнадзорности, преступности;
3) участвовать в спасении людей и в обеспечении общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций (стихийное бедствие, чрезвычайное положение, эпидемии и др.) по согласованию с уполномоченными органами государственной власти Камчатской области;
4) участвовать в проведении мероприятий по охране окружающей среды, по борьбе с браконьерством, нарушениями правил охраны животного и растительного мира, по согласованию с уполномоченными органами государственной власти Камчатской области.
2. Народные дружины и народные дружинники должны:
1) проводить воспитательную работу с гражданами, склонными к нарушениям общественного порядка и правил общежития;
2) активно участвовать в охране общественного порядка, проявлять инициативу в профилактической работе по борьбе с правонарушениями;
3) сообщать сотрудникам правоохранительных органов об обращениях граждан, касающихся событий, угрожающих их личной безопасности или общественной безопасности, ведущих к нарушению общественного порядка, или о фактах непосредственного обнаружения народным дружинником по охране общественного порядка указанных событий;
4) принимать меры по спасению людей и охране места происшествия;
5) вызывать скорую помощь при обнаружении на улицах, в других общественных местах лиц, находящихся в бессознательном состоянии, с травмами черепа и иными телесными повреждениями, а также с другим, явно выраженным тяжёлым состоянием здоровья;
6) использовать и применять предоставленные законом права по пресечению и предупреждению правонарушений, защищать честь и достоинство граждан от преступных и других антиобщественных элементов, проявлять вежливость и предупредительность в обращении с гражданами;
7) в целях предупреждения нарушений общественного порядка вести наблюдение за криминогенной обстановкой, знать наиболее неблагополучные в криминальном отношении общественные места и лиц, склонных к правонарушениям;
8) повышать правовые знания, хорошо знать обязанности и права народного дружинника, совершенствовать свою физическую подготовку, овладевать формами и методами борьбы с правонарушениями;
9) при исполнении обязанностей по охране общественного порядка иметь при себе удостоверение и внешние атрибуты народного дружинника, в том числе нарукавную повязку с трехцветной российской символикой;
10) участвовать в пропаганде правовых знаний.
3. Народный дружинник должен быть дисциплинированным, добросовестно выполнять поручения и указания работников правоохранительных органов при проведении совместных мероприятий по охране общественного порядка.
Народный дружинник имеет право:
требовать от граждан соблюдения установленного общественного порядка и прекращения правонарушений;
при реализации задач пункта по охране общественного порядка может пользоваться правом бесплатного проезда на муниципальном пассажирском транспорте в муниципальном образовании в Камчатской области на период исполнения народным дружинником своих обязанностей.
В случае совершения народным дружинником противоправных действий при исполнении им своих обязанностей по охране общественного порядка он несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Народные дружинники, активно участвующие в борьбе с правонарушениями, могут поощряться органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, правоохранительными органами, организациями, общественными объединениями в пределах их полномочий посредством:
объявления благодарности;
выдачи денежной премии;
награждения ценным подарком;
иных форм, предусмотренных правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, а также локальными актами правоохранительных органов, организаций, общественных объединений.
В случае возникновения в отношении народного дружинника и (или) членов его семьи угрозы посягательства на их жизнь и здоровье, в связи с выполнением им своих обязанностей по охране общественного порядка соответствующие правоохранительные органы принимают в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по обеспечению безопасности народного дружинника и (или) членов его семьи.
1. В случае гибели народного дружинника при исполнении им обязанностей по охране общественного порядка семье погибшего выплачивается единовременное пособие в размере 500 минимальных оплат труда.
2. При получении народным дружинником при исполнении им обязанностей по охране общественного порядка травмы, повлекшей утрату трудоспособности, ему выплачивается единовременное пособие в размере 200 минимальных оплат труда.
3. Порядок выплаты единовременный пособий, указанных в части 1 и 2 настоящей статьи, устанавливается администрацией Камчатской области.
4. Дополнительные социальные гарантии, предоставляемые народным дружинникам, могут определяться правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области.
Финансирование настоящего Закона осуществляется за счет средств:
местных бюджетов муниципальных образований в Камчатской области;
(абзац 2 статьи 14 утратил силу Законом Камчатского края от 28.04.2008 N 39)
областного бюджета в части выплаты единовременных пособий, указанных в частях 1, 2 статьи 13 настоящего Закона;
иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня официального опубликования, за исключением частей 1, 2 статьи 13 настоящего Закона, которые вступают в силу с 1 января 2006 года.
Губернатор
Камчатской области
М.Б. Машковцев