В округе сложилось сложное положение с решением проблемы переселения жильцов из муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда. Большинство домов не подлежат ни капитальному ремонту, ни реконструкции.
Суммарная площадь ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда в округе по состоянию на 1 января 2007 года составляет 56,0 тыс. кв. м., в том числе в МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" - 31,1 тыс. кв. м., в МО "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей" - 18,2 тыс. кв. м., в сельских муниципальных образованиях - 6,7 тыс. кв. м. Численность проживающего населения в ветхом и аварийном жилищном фонде - 3 227 человек, что составляет 1 221 семью.
Муниципальный ветхий и аварийный жилищный фонд представлен деревянными или сборно-щитовыми домами, построенными в 40-60 годах. В основном в данном жилищном фонде проживают граждане на условиях социального найма, тем не менее, в этом фонде есть и доля квартир, принадлежащих гражданам на праве частной собственности.
На быстрое ветшание жилых зданий наряду с такими факторами, как неудовлетворительная техническая эксплуатация, недостаточные затраты, произведенные на эксплуатационное содержание жилых домов, приемка зданий с недоделками и дефектами принятых к производству конструкций, оказало влияние и наличие неблагоприятных гидрологических условий (подтопление территории во время весенних паводков).
Особенно остро стоит проблема ветхого жилья в г. Нарьян-Маре и поселке Искателей, представляющего собой двух- и одноэтажные деревянные или сборно-щитовые дома на 4-12 квартир, доставшиеся муниципалитетам в наследство от предприятий и организаций. Эти дома строились в основном в 50-60-е годы. Геологические предприятия в 70-е годы строили сборно-щитовые дома как временное жилье для геологов. На сегодняшний день это "временное" жилье перешло в категорию постоянного, но и сегодня в них живут граждане, как правило, малообеспеченные, многодетные семьи, инвалиды труда. Инженерная инфраструктура этого жилья практически доведена до критического и аварийного состояния или неразвита вовсе. Такая ситуация сложилась вследствие того, что объекты инженерной инфраструктуры и ведомственный жилищный фонд были переданы в муниципальную собственность без финансирования. Затраты на содержание ветхого и аварийного жилищного фонда не переданного в муниципальную собственность, вынуждены нести муниципалитеты.
На поддержание ветхого и аварийного жилья в надлежащем эксплуатационном состоянии средств у муниципальных образований недостаточно.
С 2002 года администрация Ненецкого автономного округа целенаправленно проводит работу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. В 2002 году на расселение ветхого жилья по ул. Зеленой в г. Нарьян-Маре за счет средств целевого бюджетного фонда (далее - ЦБФ) выделено 3,0 млн. рублей на долевое участие в строительстве жилья и 2 355,0 тыс. рублей на покупку квартир для 5 семей. По лимиту 2003 года за счет ЦБФ администрации муниципального образования "Город Нарьян-Мар" выделено на долевое участие в строительстве жилья для граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде по ул. Зеленой 10,0 млн. рублей, и 9,0 млн. рублей на расселение семей, проживающих в ветхом доме N 9 а по ул. Смидовича.
Постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 17 апреля 2002 года N 221 утверждено Положение об условиях и порядке предоставления и расходования средств окружного бюджета на строительство индивидуальных жилых домов на территории Ненецкого автономного округа. В соответствии с данным Положением в 2002 году за счет средств ЦБФ на индивидуальное строительство жилья на селе было выделено 12,571 млн. рублей, в 2003 году - 17,86 млн. рублей. Субсидии по данной программе получили 14 семей, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде в сельской местности.
Принятые меры не оказали существенного влияния на решение проблемы сноса ветхого и аварийного жилищного фонда.
Программа предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования различных уровней и привлечения внебюджетных ресурсов, включающее:
- обследование жилищного фонда путем проведения технической инвентаризации;
- разработку проектно-сметной документации с обязательным проведением ее экспертизы в установленном порядке;
- ликвидацию ветхого и аварийного жилищного фонда с одновременным строительством новых благоустроенных жилых зданий, приобретение жилья на вторичном рынке.
Требуемый объем жилищного фонда для переселения всех граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, признанным таковым по состоянию на 1 января 2007 года, - 58 086 кв. метров общей площади жилья (приложение N 2).
Исходя из размеров ветхого и аварийного жилищного фонда округа и средней стоимости 1 кв. метра жилья, на переселение граждан необходимо свыше 2,8 млрд. рублей инвестиций.
Учитывая существующий уровень выделения средств на строительство жилья (за счет всех источников финансирования) в округе, недостаточные мощности строительных организаций, объектов инженерной инфраструктуры, на решение проблемы потребуется не менее 15 лет.
В этой связи, на период действия Программы (2005-2010 годы), для достижения цели в качестве первоочередной задачи ставится ликвидация 100% ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2007 года, а также строительство (приобретение) жилья для переселения граждан, в том числе в сельской местности в полном объеме.
Планируемые объемы финансовых ресурсов в разрезе муниципальных образований на строительство (приобретение) жилья для расселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда за период 2005-2010 годы представлены в приложении N 3.
На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в настоящее время состоит свыше 300 семей (около 1000 человек), проживающих в ветхом и аварийном муниципальном жилищном фонде. Большинство из этих граждан не в состоянии приобрести самостоятельно или получить в скором времени на условиях найма жилище удовлетворительного качества.
Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик населенных пунктов, понижает их инвестиционную привлекательность, сдерживает развитие инженерной инфраструктуры.
До недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечивало надлежащей системы эксплуатации и реновации. Таким образом, замена жилого помещения в случае его ветшания или аварийного состояния является обязанностью государства, а не собственника жилого помещения. Тем самым признается прямая ответственность государства за возникновение проблемы жилья, непригодного для проживания.
Разработка приоритетных направлений ликвидации жилищного фонда, непригодного для постоянного проживания, находящегося в муниципальной собственности, осуществлялась на основе системного анализа данных, представленных администрациями муниципальных образований Ненецкого автономного округа.
В период действия Программы возможна ее корректировка с учетом изменения данных о наличии ветхого и аварийного жилищного фонда, предоставленных администрациями муниципальных образований по результатам технической инвентаризации жилищного фонда.
В целях ликвидации в полном объеме существующего в настоящее время ветхого и аварийного жилищного фонда действие Программы планируется пролонгировать.