Недействующий

ЗАКОН

НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 07 апреля 2005 года N 567-оз

Об окружной целевой программе "Переселение жителей Ненецкого автономного округа из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2005-2010 годы"

Признан утратившим силу законом Ненецкого автономного округа от 03.12.2008 N 92-ОЗ
{Изменения и дополнения:

Закон Ненецкого автономного округа от 04.07.2006 г. N 747-оз;

Закон Ненецкого автономного округа от 04.07.2007 N 106-ОЗ}

Статья 1.


Утвердить прилагаемую окружную целевую программу "Переселение жителей Ненецкого автономного округа из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2005-2010 годы".

Статья 2.


Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Собрания Ненецкого автономного округа И.В.Кошин

Глава Администрации Ненецкого автономного округа А.В.Баринов

Утверждена законом

Ненецкого автономного округа

от 7 апреля 2005 г. N 567-оз

ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Переселение жителей Ненецкого автономного округа из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2005-2010 годы"

ПАСПОРТ ОКРУЖНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "Переселение жителей Ненецкого автономного округа из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2005-2010 годы"


ликвидация до 2010 года включительно 100% ветхого и аварийного жилищного фонда

Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Планируемый общий объем финансирования Программы составляет 2 832,6 млн. рублей, в том числе: средства окружного бюджета-2 788,5 млн. рублей (98,4%); средства из внебюджетных источников - 44,1 млн. рублей (1,6%)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В округе сложилось сложное положение с решением проблемы переселения жильцов из муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда. Большинство домов не подлежат ни капитальному ремонту, ни реконструкции.

Суммарная площадь ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда в округе по состоянию на 1 января 2007 года составляет 56,0 тыс. кв. м., в том числе в МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" - 31,1 тыс. кв. м., в МО "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей" - 18,2 тыс. кв. м., в сельских муниципальных образованиях - 6,7 тыс. кв. м. Численность проживающего населения в ветхом и аварийном жилищном фонде - 3 227 человек, что составляет 1 221 семью.

Муниципальный ветхий и аварийный жилищный фонд представлен деревянными или сборно-щитовыми домами, построенными в 40-60 годах. В основном в данном жилищном фонде проживают граждане на условиях социального найма, тем не менее, в этом фонде есть и доля квартир, принадлежащих гражданам на праве частной собственности.

На быстрое ветшание жилых зданий наряду с такими факторами, как неудовлетворительная техническая эксплуатация, недостаточные затраты, произведенные на эксплуатационное содержание жилых домов, приемка зданий с недоделками и дефектами принятых к производству конструкций, оказало влияние и наличие неблагоприятных гидрологических условий (подтопление территории во время весенних паводков).

Особенно остро стоит проблема ветхого жилья в г. Нарьян-Маре и поселке Искателей, представляющего собой двух- и одноэтажные деревянные или сборно-щитовые дома на 4-12 квартир, доставшиеся муниципалитетам в наследство от предприятий и организаций. Эти дома строились в основном в 50-60-е годы. Геологические предприятия в 70-е годы строили сборно-щитовые дома как временное жилье для геологов. На сегодняшний день это "временное" жилье перешло в категорию постоянного, но и сегодня в них живут граждане, как правило, малообеспеченные, многодетные семьи, инвалиды труда. Инженерная инфраструктура этого жилья практически доведена до критического и аварийного состояния или неразвита вовсе. Такая ситуация сложилась вследствие того, что объекты инженерной инфраструктуры и ведомственный жилищный фонд были переданы в муниципальную собственность без финансирования. Затраты на содержание ветхого и аварийного жилищного фонда не переданного в муниципальную собственность, вынуждены нести муниципалитеты.

На поддержание ветхого и аварийного жилья в надлежащем эксплуатационном состоянии средств у муниципальных образований недостаточно.

С 2002 года администрация Ненецкого автономного округа целенаправленно проводит работу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. В 2002 году на расселение ветхого жилья по ул. Зеленой в г. Нарьян-Маре за счет средств целевого бюджетного фонда (далее - ЦБФ) выделено 3,0 млн. рублей на долевое участие в строительстве жилья и 2 355,0 тыс. рублей на покупку квартир для 5 семей. По лимиту 2003 года за счет ЦБФ администрации муниципального образования "Город Нарьян-Мар" выделено на долевое участие в строительстве жилья для граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде по ул. Зеленой 10,0 млн. рублей, и 9,0 млн. рублей на расселение семей, проживающих в ветхом доме N 9 а по ул. Смидовича.

Постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 17 апреля 2002 года N 221 утверждено Положение об условиях и порядке предоставления и расходования средств окружного бюджета на строительство индивидуальных жилых домов на территории Ненецкого автономного округа. В соответствии с данным Положением в 2002 году за счет средств ЦБФ на индивидуальное строительство жилья на селе было выделено 12,571 млн. рублей, в 2003 году - 17,86 млн. рублей. Субсидии по данной программе получили 14 семей, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде в сельской местности.

Принятые меры не оказали существенного влияния на решение проблемы сноса ветхого и аварийного жилищного фонда.

Программа предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования различных уровней и привлечения внебюджетных ресурсов, включающее:

- обследование жилищного фонда путем проведения технической инвентаризации;

- разработку проектно-сметной документации с обязательным проведением ее экспертизы в установленном порядке;

- ликвидацию ветхого и аварийного жилищного фонда с одновременным строительством новых благоустроенных жилых зданий, приобретение жилья на вторичном рынке.

Требуемый объем жилищного фонда для переселения всех граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, признанным таковым по состоянию на 1 января 2007 года, - 58 086 кв. метров общей площади жилья (приложение N 2).

Исходя из размеров ветхого и аварийного жилищного фонда округа и средней стоимости 1 кв. метра жилья, на переселение граждан необходимо свыше 2,8 млрд. рублей инвестиций.

Учитывая существующий уровень выделения средств на строительство жилья (за счет всех источников финансирования) в округе, недостаточные мощности строительных организаций, объектов инженерной инфраструктуры, на решение проблемы потребуется не менее 15 лет.

В этой связи, на период действия Программы (2005-2010 годы), для достижения цели в качестве первоочередной задачи ставится ликвидация 100% ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2007 года, а также строительство (приобретение) жилья для переселения граждан, в том числе в сельской местности в полном объеме.

Планируемые объемы финансовых ресурсов в разрезе муниципальных образований на строительство (приобретение) жилья для расселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда за период 2005-2010 годы представлены в приложении N 3.

На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в настоящее время состоит свыше 300 семей (около 1000 человек), проживающих в ветхом и аварийном муниципальном жилищном фонде. Большинство из этих граждан не в состоянии приобрести самостоятельно или получить в скором времени на условиях найма жилище удовлетворительного качества.

Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик населенных пунктов, понижает их инвестиционную привлекательность, сдерживает развитие инженерной инфраструктуры.

До недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечивало надлежащей системы эксплуатации и реновации. Таким образом, замена жилого помещения в случае его ветшания или аварийного состояния является обязанностью государства, а не собственника жилого помещения. Тем самым признается прямая ответственность государства за возникновение проблемы жилья, непригодного для проживания.

Разработка приоритетных направлений ликвидации жилищного фонда, непригодного для постоянного проживания, находящегося в муниципальной собственности, осуществлялась на основе системного анализа данных, представленных администрациями муниципальных образований Ненецкого автономного округа.

В период действия Программы возможна ее корректировка с учетом изменения данных о наличии ветхого и аварийного жилищного фонда, предоставленных администрациями муниципальных образований по результатам технической инвентаризации жилищного фонда.

В целях ликвидации в полном объеме существующего в настоящее время ветхого и аварийного жилищного фонда действие Программы планируется пролонгировать.

2. Цели и задачи Программы


Программа разработана в целях:

- обеспечения граждан, проживающих в аварийном и ветхом жилищном фонде, благоустроенным жильем с учетом условий конкретного населенного пункта;

- ликвидация до 2010 года включительно ветхого и аварийного жилищного фонда в объеме 56,0 тысяч квадратных метров общей площади жилья.

Для достижения указанных целей необходимо построить или приобрести 58,1 тысяч квадратных метров общей площади жилья для расселения 1 221 семьи.

Программа ориентирована на выполнение следующих задач:

- оценка объемов ветхого и аварийного жилищного фонда, подлежащего ликвидации;

- определение необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан;

- формирование нормативной базы для предоставления жилья переселяемым гражданам;

- установление очередности сноса ветхого и аварийного жилищного фонда (по муниципальным образованиям, населенным пунктам, зданиям);

- формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу;

- поэтапное переселение граждан из ветхого муниципального и государственного жилищного фонда;

- оптимизация развития территорий, занятых в настоящее время жилищным фондом, непригодным для проживания.

Настоящая программа предусматривает разработку и утверждение программ муниципальных образований Ненецкого автономного округа.

3. Сроки и этапы реализации Программы


Программа мероприятий предусматривает комплекс мероприятий, проведение которых предусмотрено провести в два этапа.

1-й этап - 2005 - 2006 годы - создание необходимых методических, правовых и организационных условий для реализации основных задач Программы, практическая деятельность по переселению граждан. Снос ветхого и аварийного жилья.

2-й этап - 2007-2010 годы - строительство жилья (с учетом разработки ПСД) и приобретение жилья на вторичном рынке для переселения граждан. Снос ветхого и аварийного фонда.

Комплекс программных мероприятий приведен в приложении N 4.

4. Система программных мероприятий


В соответствии с поставленными целями и задачами система программных мероприятий по реализации программы включает в себя комплекс мероприятий по двум направлениям:

- правовое и организационное обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий лиц, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;

- практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилье. В связи с этим Программа предполагает следующее решение проблемы переселения:

- на окружном уровне Программа определяет масштаб проблемы в Ненецком автономном округе, срок решения проблемы в регионе, формирует законодательную базу в рамках жилищного и земельного законодательства, координирует сроки реализации программы, определяет методы государственной поддержки решения проблемы;

- на муниципальном уровне муниципальные программы предусматривают план действий органов местного самоуправления, определяют механизмы улучшения жилищных условий переселения граждан, сроки реализации программных мероприятий, привлечение внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, эффективное управление бюджетными и внебюджетными средствами, направленными на финансирование программных мероприятий.

4.1. Подготовка реестра ветхих и аварийных жилых строений


В рамках реализации Программы и формирования муниципальных программ составляется реестр ветхого и аварийного жилищного фонда, уточняется его объем и численность проживающего в нем населения.

На основании показателей реестров формируется перечень конкретных объектов, предназначенных для переселения граждан, устанавливаются сроки сноса объектов, выбираются наиболее экономически целесообразный механизм улучшения жилищных условий переселяемых граждан и объемы финансирования мероприятий по переселению.

4.2 Правовое и организационное обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий лиц, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде


В целях реализации Программы должны быть разработаны и приняты нормативные акты, определяющие условия переселения лиц, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде.

4.3 Практическая деятельность по переселению граждан


Конкретная деятельность по переселению граждан и ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда, по мобилизации финансовых и организационных ресурсов, развитию территорий, где располагается ветхий и аварийный жилищный фонд, будет осуществляться преимущественно в рамках муниципальных программ, разработанных органами местного самоуправления.

В рамках реализации муниципальных программ органы местного самоуправления организуют снос ветхого и аварийного жилья в соответствии с установленной очередностью, строительство нового жилья, приобретение жилья на вторичном рынке недвижимости, предоставление приобретенного или вновь построенного жилья лицам, проживающим в ветхом и аварийном жилищном фонде в соответствии с установленной очередностью и принятыми нормативными правовыми актами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»