Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2013 ГОДА" (с изменениями на: 12.04.2013)

Таблица 1.2.4


 Благоустройство жилищного фонда (в процентах)

┌══════════════════════════════════════════════┬══════════┬══════════‰
│                                              │ 2000 год │ 2002 год │
├══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════┤
│Весь жилищный фонд - всего, тыс. кв. м,       │  51 798,0│  53 164,9│
│в том числе:                                  │          │          │
│в собственности граждан                       │  37 170,4│  42 542,5│
│В среднем на одного жителя, кв. м             │      21,2│      22,2│
│Городской жилищный фонд - всего, тыс. кв. м,  │  28 793,6│  30 007,1│
│в том числе:                                  │          │          │
│в собственности граждан                       │  16 080,9│  21 140,7│
│В среднем на одного городского жителя, кв. м  │      19,0│      20,0│
│Сельский жилищный фонд - всего, тыс. кв. м,   │  23 004,4│  23 157,8│
│в том числе:                                  │          │          │
│в собственности граждан                       │  21 089,5│  22 263,3│
│В среднем на одного сельского жителя, кв. м   │      24,9│      25,9│
└══════════════════════════════════════════════┴══════════┴══════════…


Оборудовано горячим водоснабжением от 1 до 2,5 процента сельского жилого фонда в Грибановском, Бутурлиновском, Новохоперском, Поворинском, Подгоренском районах; в Таловском, Терновском, Эртильском районах - менее 1 процента; нет горячего водоснабжения в селах Борисоглебского городского округа, Панинского района.

Жилищное строительство.

В среднем на одного сельского жителя приходится 26,2 кв. метра общей площади жилых домов. Показатели обеспеченности жильем выше, чем в городской местности (20,0). Тем не менее жилищная проблема для села остается острой.

На жилищном учете по состоянию на 01.01.2004 в целом по сельским районам Воронежской области состояло 16,6 тыс. семей, в их числе граждане, имеющие льготное право на улучшение жилищных условий.

Состояние сельского жилищного фонда неудовлетворительное. Значительную часть жилого фонда составляют старые, нуждающиеся в неотложном капитальном ремонте, дома. Уже сегодня одна пятая часть исчерпала нормативные сроки эксплуатации. В аварийном состоянии находятся 3310 зданий (173,1 тыс. кв. метров).

Строительство муниципального жилья практически не ведется, основную роль играют частные и индивидуальные застройщики.

Жилищная политика в Воронежской области ориентирована на усиление действенности рыночных механизмов, аккумулирование средств из различных источников: кредиты банка, бюджетное финансирование, средства предприятий и населения.

Основными источниками финансирования жилищного строительства на настоящий момент являются внебюджетные средства в сочетании с различными формами государственной поддержки граждан и юридических лиц, принимающих участие в финансировании строительства жилья (безвозмездные субсидии, жилищные сертификаты, ипотечное жилищное кредитование).

Как указывалось выше острейшей проблемой для сельского хозяйства является сохранение и приумножение кадрового потенциала. Без создания нормальных жилищных условий проблематично удержать в селе имеющихся специалистов и привлечь новые кадры.

Решать данную проблему нужно программными методами. Это позволит обеспечить оказание наиболее нуждающемуся сельскому населению Воронежской области помощи в строительстве или приобретении жилья, создать условия для закрепления в селах профессиональных кадров.

Образование. В сельских населенных пунктах действуют 858 дневных государственных общеобразовательных учреждений (76,3 процента от общего по Воронежской области), в которых обучаются 101 тыс. учащихся (38,1 процента от общего числа учащихся по Воронежской области).

Усиливается тенденция сокращения численности общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Только за последний год в Воронежской области закрыты девять начальных школ и пять школ основного общего образования. Среди главных причин - закрытие ветхих и аварийных школьных зданий, финансовые трудности, неукомплектованность классов в начальных малочисленных школах.

Материально-техническая база сельского образования находится не на должном уровне. Значительная часть школ в сельской местности располагается в приспособленных зданиях, не отвечающих современным требованиям: в них нет достаточного количества учебных помещений, отсутствуют специально оборудованные кабинеты по предметам, школьные мастерские, спортивные залы и столовые. На сегодняшний день 42 сельские школы находятся в ветхом состоянии, 283 не имеют водопровода, 361 - канализации, в пяти школах печное отопление.

Признано аварийным состояние школ в селах: Щербаково Каменского района, Старая Тишанка Таловского района и Шувалов Павловского района.

Состояние существующей базы общеобразовательных учреждений в селах Воронежской области настолько плачевное, что трудно определить приоритеты в вопросах строительства и реконструкции объектов. Сельские школьники занимаются в приспособленных, плохо отапливаемых, зачастую деревянных зданиях. Ввиду ветхости, эксплуатации нетиповых строений имеют место случаи подтопления зданий грунтовыми водами, осадки фундамента и, как следствие, нарушения температурно-влажностного режима в помещении, где занимаются дети. В школах нет необходимых площадей для организации нормального учебного процесса: отсутствуют кабинеты по предметам, спортивные и актовые залы, производственные мастерские, столовые, нет возможности организовать компьютерные классы, учебное оборудование не соответствует современным требованиям.

Базовые школы перегружены, занятия ведутся в две смены. В связи с возрастающими требованиями к уровню общего образования, притоком учащихся из других сельских населенных пунктов существует потребность в дополнительных площадях и реконструкции имеющихся.

В качестве наиболее острых проблем сельского образования также следует обозначить слабую информационную базу учреждений общего образования и недостаточное финансирование отрасли.

Отсутствие необходимых средств вынуждает удлинять срок эксплуатации устаревшего морально и технически оборудования в школах до 20 лет (при норме 5 - 7 лет). Особенно значительной является разница между обеспеченностью городских и сельских школ (в 1,5 - 2,0 раза).

Сложная ситуация с обеспеченностью сельских общеобразовательных учреждений современным классно-лабораторным оборудованием, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения и специализированной мебелью. Сложилось критическое положение с закупкой учебного оборудования и учебников.

Из-за недостаточного финансирования практически невозможно снять первостепенные проблемы отрасли, ликвидировать "долгострой" (по состоянию на начало 2004 года в незавершенном строительстве числятся 18 сельских школ), разгрузить школы, перейти к односменному образовательному процессу.

Значительная часть общеобразовательных учреждений не в состоянии создать необходимые санитарно-гигиенические условия для организации учебного процесса: отсутствует удобная регулируемая соответственно росту учащихся школьная мебель, недостаточно освещение рабочих мест; использование электронно-вычислительной техники устаревших моделей приводит к развитию близорукости у старшеклассников. Невозможность снятия проблем сегодня обернется снижением образовательного уровня и утратой здоровья нового поколения завтра.

Как показывает практика, сельские дети сегодня имеют слабые возможности получения качественного общего образования и, как следствие, ограниченный доступ к получению среднего и высшего профессионального образования.

Исходя из задач социально-экономической политики Воронежской области на ближайший период и долгосрочную перспективу, развитие сельского образования должно идти в следующих направлениях: реорганизация малокомплектных школ, создание базовых школ, развитие системы профильного образования, компьютеризация образовательного процесса.

В настоящее время создание базовых школ и приток учащихся из сельских малокомплектных школ приводят к тому, что учебные заведения нового типа работают со значительной перегрузкой.

Создание базовых сельских школ, переход на профильное образование требуют строительства новых и реконструкции существующих зданий общеобразовательных школ, в которых должны быть размещены компьютерные классы, оборудованные кабинеты по предметам с углубленным изучением.