Действующий

Об утверждении областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Рязанской области на 2005-2007 годы"

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения наркотической проблемы программными методами


Современная ситуация в Рязанской области характеризуется неуклонным расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике региона, правопорядку и безопасности.

Постоянно происходит увеличение количества лиц, потребляющих наркотики без назначения врача. За 1996 - 2003 годы число наркозависимых, состоящих на учете, увеличилось более чем в 10 раз и в конце 2003 года официально составило 747 человек.

Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Почти 70% потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет. Расширяется детская и подростковая наркомания.

По данным социологических исследований, проведённых в 2003 году, из более 1100 респондентов в возрасте от 15 до 22 лет - 19% учащихся школ, училищ и колледжей знают места, где продают наркотики. 60% всех опрошенных посещают ночные бары и дискотеки. Каждому восьмому из них незнакомые люди предлагали попробовать наркотики. Чаще всего учащимся предлагают попробовать наркотики их знакомые. Почти каждый четвертый опрошенный (23,7%) стоял перед выбором, пробовать или нет. 16% честно ответили, что если им в своей компании предложат попробовать наркотики, то они не откажутся. У каждого четвертого респондента (23,2%) есть в окружении потребители наркотиков: это знакомые, близкие друзья, одноклассники (сокурсники), родственники. Хотя бы один раз пробовали наркотики 19,9% всех респондентов (в 2000 г. - 17,3%). Наркотики пробовали каждая десятая девушка (10,5%) и каждый четвертый юноша (25,4%). Соотношение юношей и девушек по сравнению с 2000 г. не изменилось.

Число связанных с наркотиками преступлений за последние 10 лет увеличилось в 8 раз. Только Управлением Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Рязанской области с 1 июля 2003 года по 1 июля 2004 года выявлено 480 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе 324 тяжких и особо тяжких, пресечено 217 фактов сбыта наркотиков. Прекращена деятельность 18 подпольных лабораторий по производству наркотических веществ из медицинских эфедриносодержащих препаратов. Из незаконного оборота изъято 219 кг наркотических средств и психотропных веществ, в том числе около 3,5 кг героина.

При этом темпы работы по пресечению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков имеют тенденцию к росту: так, если за 2 полугодие 2003 года было выявлено 157 преступлений, в том числе 89 тяжких и особо тяжких, пресечено 88 фактов сбыта наркотиков, то за 6 месяцев текущего года выявлено 323 наркопреступления, в том числе 235 тяжких и особо тяжких, что более чем в 2,5 раза превышает показатели прошлого года. Пресечено 152 факта сбыта наркотиков, прирост которых составил 73 %.

Однако эти цифры не в полной мере отражают реальную обстановку. По оценке российских и международных экспертов выявляется не более 10 - 15 процентов таких преступлений. Преступная среда, связанная с незаконным оборотом наркотиков, консолидируется, усиливается ее организованность. Преступления и правонарушения в этой сфере приобрели массовый характер.

Наиболее опасной тенденцией является стремительный рост контрабанды наркотиков в регионе. Развитая сеть автомобильных и железных дорог, наличие сообщения водным транспортом по бассейну реки Оки делают Рязанскую область возможным перевалочным пунктом в центральный и северо-западные регионы европейской части России. Более половины всех изымаемых в регионе наркотиков имеет иностранное происхождение. Особую опасность при этом представляет увеличивающийся поток героина и опия из Центрально-Азиатского региона, главным образом из Афганистана - крупнейшего экспортера этих наркотиков.

В регионе происходит интенсивная структурная перестройка нелегального рынка наркотиков: высококонцентрированные и дорогостоящие опий, кокаин, героин, синтетические наркотики вытесняют маковую солому и марихуану. Развивается нелегальное производство наркотиков. При этом в преступную деятельность втягиваются лица с высоким уровнем образования и специальных знаний, которые используют эти знания для производства синтетических наркотиков в подпольных лабораториях.

Продолжается поступление наркотиков из легального оборота в незаконный. Имеют место многочисленные нарушения правил производства, приобретения, хранения и реализации наркотиков.

Сложившееся положение явилось следствием:

разрушения системы профилактики преступлений;

наличия недостатков правового регулирования в сфере правоотношений, возникающих в деятельности органов государственной власти, осуществляющих противодействие злоупотреблению наркотиками;

недостатков в деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, прежде всего в силу их разобщенности, оттока профессиональных кадров, существования проблем материально-технического и финансового обеспечения;

открытости значительной части государственной границы, способствующей включению России и региона в сферу интересов международного наркобизнеса.

Все эти факторы сохраняются и сейчас, что дает повод прогнозировать развитие криминальной ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков.

В ближайшей перспективе в регионе возможны:

дальнейшая консолидация преступных наркогруппировок на территориальном, межрегиональном и международном уровнях при одновременном разделе сфер влияния, в результате чего может быть установлен контроль наркоструктур за некоторыми отраслями экономики, включая финансовую сферу;

расширение масштабов, повышение опасности, изощренности и дерзости преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, все большее использование в преступных целях специалистов различного профиля, усиление вооруженности и технической оснащенности преступников;

возрастание тяжести и масштабов социально-экономических последствий немедицинского потребления наркотиков и их незаконного оборота, включая увеличение общего числа жертв наркомании, особенно в молодежной среде.

Тем не менее, в регионе имеется потенциал для реализации мер целевого воздействия на преступность и контроля за легальным оборотом наркотиков.

Правоохранительные органы имеют опыт борьбы с наркопреступностью в новых социально-экономических условиях.

Продолжается сбор и реализация оперативной информации о лидерах и активных членах организованных преступных наркогруппировок, а также об их связях.

Определены приоритетные направления и осуществляются меры по подрыву экономических основ организованной наркопреступности.

Расширяются информационное обеспечение, межведомственное взаимодействие, международное сотрудничество в сфере профилактики и борьбы с распространением наркотиков, в том числе их контрабандой.

Программа разработана в соответствии с критериями формирования региональных целевых программ.

В частности, Программа носит межведомственный характер, поскольку проблема борьбы с наркоманией затрагивает сферу деятельности многих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, прежде всего Федеральной службы наркоконтроля Российской Федерации по Рязанской области, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, и должна решаться программно-целевыми методами.

Решение проблемы борьбы с наркоманией невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку предусматривается проведение большого количества долгосрочных мероприятий социального характера: внедрение учебных программ и учебных спецкурсов по формированию антинаркотического мировоззрения и проведение методологической подготовки по управлению социальными процессами, лечение и реабилитация лиц, больных наркоманией, развитие имеющихся и создание новых профилактических и медико-реабилитационных учреждений, разработка новых методик и технологий борьбы с наркоманией, подготовка специалистов. Вместе с тем растягивать реализацию Программы на более длительный срок нецелесообразно вследствие интенсивности развития наркоситуации, а также необходимости совершенствования форм и методов борьбы с наркопреступностью. В связи с этим Программа рассчитана на трёхлетний период с возможной пролонгацией или разработкой новой программы.