2.1. Прогноз развития ситуации на рынке труда в 2004-2008 гг.
Ситуация в сфере занятости будет определяться темпами роста производства в отраслях материальной сферы, структурными изменениями в экономике, перспективами ввода новых производств, созданием условий для развития предпринимательства и самозанятости населения и другими мерами экономической политики, направленными на стимулирование занятости.
В ближайшие годы в связи с выходом на рынок труда граждан, родившихся в 80-ые годы, численность трудоспособного населения увеличится, в связи с чем возможно обострение ситуации на рынке труда. При этом основной прирост трудовых ресурсов придется на сельскую местность, так как две трети населения республики - сельское, где и сейчас ситуация в сфере занятости сложная, особенно среди молодежи.
Таким образом, основное предложение рабочей силы составят сельские жители, высвобожденные работники с предприятий и из организаций, а также невостребованные выпускники образовательных учебных заведений.
С учетом реализации намеченных мер по созданию рабочих мест и стимулированию занятости численность занятых в экономике увеличится. При этом численность лиц, не имеющих работы и классифицируемых в соответствии с методологией МОТ как безработные, сократится до 20 тыс. чел. в 2006 году.
Уровень регистрируемой безработицы к численности экономически активного населения к 2008 году прогнозируется в пределах 3%.
2.2. Программный подход к решению основных проблем на рынке труда
Анализ сферы занятости показывает, что, несмотря на позитивные сдвиги в развитии экономики республики, на рынке труда республики сохраняется напряженность. Это требует принятия дополнительных мер государственного регулирования рынка труда, согласованных действий всех органов власти, заинтересованных в решении проблем занятости населения.
К числу основных проблем развития сферы занятости и рынка труда республики, составляющих содержание и направленность политики занятости, относятся следующие:
- трудоизбыточность республики, обусловленная недостаточным развитием экономического потенциала, нехваткой собственных инвестиционных ресурсов для ввода новых рабочих мест;
- низкий уровень занятости сельского населения: свыше 70% зарегистрированных безработных граждан представлены сегодня сельским населением. В наиболее кризисной ситуации на регулируемом рынке труда находятся Ики-Бурульский и Юстинский районы;
- сохраняющаяся тенденция сокращения численности населения, занятого экономической деятельностью;
- несбалансированность спроса и предложения рабочей силы;
- высокие масштабы общей и регистрируемой безработицы, превышающие среднероссийские показатели более чем в 1.5 раза;
- недостаточно адаптированная к рыночным условиям система профессионального образования. В настоящее время объемы и профили подготовки специалистов в республике не соответствуют требованиям рынка труда;
- сложности с трудоустройством ряда социально-демографических групп. Серьезной проблемой остается занятость женщин и молодежи, удельный вес которых в структуре регистрируемой безработицы за последние годы составляет соответственно 60 и 25 %;
Все эти факторы свидетельствуют о необходимости разработки и реализации мер на рынке труда и государственной поддержки из федерального бюджета.
2.3. Основные направления действий на рынке труда Республики Калмыкия
Стратегия развития Республики Калмыкия в период выполнения Программы экономического и социального развития Республики Калмыкия на 2004 - 2008 годы (по проекту) определяется необходимостью обеспечения фактического прорыва из сложившейся в республике социально - экономической ситуации. В течение первых двух лет надлежит переломить негативные тенденции в экономике, стабилизировать экономическое и социальное положение и обеспечить условия для улучшения качества жизни и экономического роста в период до 2008 года и далее. Реализация такой стратегии позволит заложить основы для дальнейшего экономического роста.
Ключевой особенностью развития экономики республики в среднесрочной перспективе является необходимость одновременного повышения уровня жизни и развертывания модернизации народного хозяйства. Это будет происходить в условиях незначительного роста объемов государственной поддержки из федерального бюджета и ограниченности средств республиканского бюджета. Модернизация предполагает также увеличение бюджетных расходов на развитие образования и науки, социальной инфраструктуры.
В среднесрочной перспективе источником устойчивого экономического роста может стать только форсированное расширение инвестиций в основной капитал реального сектора экономики.
Кроме того, скрытые резервы имеются в повышении общего уровня корпоративного управления на предприятиях республики.
Правительство Республики Калмыкия предполагает концентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях:
1. Повышение уровня жизни на основе соответствующего роста ВРП и эффективности производства, создания благоприятных условий для расширения внутреннего спроса, что в свою очередь требует снижения масштабов бедности и сокращения дифференциации доходов населения за счет обеспечения эффективного уровня занятости трудоспособного населения, стимулирования роста оплаты труда, усиления адресности социальной поддержки населения.
2. Создание условий для достижения экономического роста на основе модернизации хозяйственного комплекса республики.
3. Улучшение делового климата в республике.
4. Реализация административной реформы, создание эффективной системы государственного управления.
5. Повышение роли науки в экономическом развитии республики.