1. Придорожные полосы предназначаются для обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий эксплуатации автомобильных дорог, а также возможности осуществления их реконструкции, ремонта, содержания и размещения объектов дорожной инфраструктуры с учетом требований безопасности дорожного движения.
Ширина придорожных полос исчисляется от границы полосы отвода автомобильной дороги и устанавливается в зависимости от ее технической категории на основании действующих нормативов в сфере строительства автомобильных дорог.
2. В границах придорожных полос устанавливается особый режим использования земель, который включает в себя запрет на возведение капитальных зданий и сооружений, ограничение рекламной и иных видов хозяйственной деятельности, снижающих безопасность дорожного движения, условия эксплуатации автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений (с учетом перспективы их развития), а также создающих угрозу безопасности населению и участникам дорожного движения.
Решения о размещении в придорожной полосе зданий, сооружений и иных построек принимаются уполномоченными на то органами местного самоуправления по согласованию с территориальным дорожным органом и органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
В случаях, предусмотренных действующим законодательством, по решению органов санитарно-эпидемиологического надзора в границах придорожных полос могут вводиться ограничения на ведение сельскохозяйственной деятельности.
В придорожной полосе автомобильных дорог регионального значения все работы производятся только после согласования с территориальным дорожным органом.
3. В зависимости от категории автомобильной дороги регионального значения и с учетом перспективы ее развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается:
для автомобильных дорог V, IV и III категории - 50 м;
для автомобильных дорог II и I категории - 75 м.
4. В границах поселений размер придорожной полосы для существующих и вновь строящихся автомобильных дорог регионального значения устанавливается до границы существующей застройки, но не более 50 метров.
5. Оформление и обозначение на местности границ придорожных полос осуществляет территориальный дорожный орган в порядке, установленном действующим законодательством.
Земельные участки в пределах этих зон у собственников, владельцев, пользователей могут не изыматься, за исключением случаев, когда необходимость изъятия вытекает из установленного режима использования этих полос.
Собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы, земельные участки которых находятся в границах придорожных полос, должны быть письменно предупреждены об особом режиме использования этих земель и возможности изъятия их в будущем для целей расширения или реконструкции автомобильных дорог в течение месяца с момента принятия решения об установлении размеров придорожных полос.
6. В пределах придорожных полос запрещается строительство капитальных сооружений (сооружения со сроком службы 10 и более лет), за исключением объектов дорожной службы, объектов Государственной инспекции безопасности дорожного движения и объектов дорожного сервиса.
Действие настоящего пункта не распространяется на объекты, находящиеся в эксплуатации, а также на объекты, строительство которых началось до вступления в силу настоящего Закона.
7. Размещение в пределах придорожных полос объектов возможно с разрешения территориального дорожного органа при соблюдении следующих условий:
объекты не должны ухудшать видимость на автомобильной дороге регионального значения и другие условия безопасности дорожного движения и эксплуатации этой автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности населения;
выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции автомобильной дороги;
размещение, проектирование и строительство объектов должно производиться с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.