Недействующий

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПРИКАЗ

от 21 октября 2004 года N 63

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

В соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.08.2004 N 228 "О предоставлении государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Хакасия", в целях унификации перечня показателей эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, и подходов к их определению, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемое Положение об оценке инвестиционных проектов (далее - Положение).

2. Отделу промышленности и связи Государственного комитета по промышленности и предпринимательству Республики Хакасия (А.А. Адерихо) и отделу развития инновационных технологий Государственного комитета по промышленности и предпринимательству Республики Хакасия (М.В. Давыдкин) при рассмотрении и оценке плановых и действующих инвестиционных проектов руководствоваться Положением.

3. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.

Председатель Госкомитета по промышленности и предпринимательству Республики Хакасия В. Молчанов

УТВЕРЖДЕНО

приказом Государственного

комитета по промышленности

и предпринимательству

Республики Хакасия

от 21.10.2004 года N 63

Положение об оценке инвестиционных проектов

1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ (с последующими изменениями) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и устанавливает корректные методы расчета эффективности инвестиционных проектов, которые должны применяться при разработке и оценке инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия.

В этих целях Положение предусматривает:

унификацию перечня показателей эффективности инвестиционных проектов и подходов к их определению;

рационализацию расчетного механизма, используемого для определения показателей эффективности, и приведение его в соответствие с нормативными требованиями и расчетными формами, принятыми в международной практике.

1.2. Положение предназначено для предприятий и организаций всех форм собственности, представляющих инвестиционные проекты (бизнес - планы) на конкурс для получения государственной поддержки.

1.3. Положение применяется:

для оценки эффективности и финансовой реализуемости инвестиционных проектов;

для принятия решений о государственной поддержке инвестиционных проектов за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия;

для сравнения альтернативных инвестиционных проектов;

для подготовки заключений при проведении государственной экспертизы инвестиционных проектов;

для проведения экономического мониторинга хода реализации инвестиционных проектов.

1.4. При разработке Положения использовались Методические рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21.06.1999 N ВК 477.

2. Требования к составлению инвестиционного проекта


Инвестиционный проект, претендующий на получение государственной поддержки, обязательно сопровождается бизнес-планом.

В бизнес-плане должны быть отражены:

оценка общественной значимости и общественной полезности инвестиционного проекта;

показатели экономической эффективности инвестиционного проекта и бюджетной эффективности инвестиционного проекта.

3. Основные принципы и методы оценки эффективности и финансовой реализуемости инвестиционных проектов


3.1. Определение и виды эффективности инвестиционных проектов.

Эффективность инвестиционного проекта оценивается в целях определения потенциальной привлекательности проекта для его участников и общества в целом и определения источников финансирования. Она включает в себя:

общественную значимость инвестиционного проекта;

общественную полезность инвестиционного проекта;

экономическую эффективность инвестиционного проекта;

бюджетную эффективность инвестиционного проекта.

Общественная значимость инвестиционного проекта - социально - экономические последствия осуществления инвестиционных проектов для общества в целом, в том числе определяемые долей населения, на которую распространяются выгоды от реализации проекта.

Общественная полезность инвестиционного проекта - степень желания населения получать выгоды от реализации проекта, которая выражается в создании новых или повышении эффективности существующих услуг, предоставляемых населению, а также экономическом развитии территории или улучшении экологической обстановки. Под повышением эффективности существующих услуг понимается снижение себестоимости услуг, повышение качества услуг, обеспечение бесперебойности предоставляемых услуг, расширение круга населения, имеющего доступ к этим услугам.

Экономическая эффективность инвестиционного проекта - результативность экономической деятельности, определяемая отношением полученного экономического эффекта (результата) к затратам, обусловившим получение этого эффекта.

Бюджетная эффективность инвестиционного проекта - влияние результатов осуществляемого проекта на доходы и расходы республиканского бюджета Республики Хакасия. В качестве основного показателя бюджетной эффективности принимается бюджетный эффект за определенный период времени, который выражается в увеличении бюджетных доходов и/или снижении бюджетных расходов в результате реализации инвестиционного проекта.

3.2. Основные принципы оценки эффективности.

В основу оценки эффективности инвестиционных проектов положены следующие основные принципы:

моделирование денежных потоков, включающих все связанные с осуществлением проекта денежные поступления и расходы за расчетный период;

учет финансового состояния предприятия, претендующего на оказание государственной поддержки в реализации инвестиционного проекта;

принцип положительности и максимума эффекта. При сравнении альтернативных инвестиционных проектов предпочтение должно отдаваться проекту с наибольшим значением эффекта;

учет фактора времени, неравноценности разновременных затрат и результатов;

учет только предстоящих затрат и поступлений. Ранее созданные ресурсы, используемые в проекте, оцениваются не затратами на их создание, а альтернативной стоимостью, отражающей максимальное значение упущенной выгоды, связанной с их наилучшим возможным альтернативным использованием. Прошлые, уже осуществленные затраты, не обеспечивающие возможности получения альтернативных (т.е. получаемых вне данного проекта) доходов в перспективе (невозвратные затраты), в денежных потоках не учитываются и на значение показателей эффективности не влияют;

учет всех наиболее существенных последствий реализации проекта, как экономических, так и социальных. В тех случаях, когда их влияние на эффективность допускает количественную оценку, ее следует произвести. В других случаях учет этого влияния должен осуществляться экспертно;

учет влияния инфляции;

учет влияния рисков, сопровождающих реализацию проекта.

3.3. Общая схема оценки эффективности.

Перед проведением оценки эффективности экспертно определяются общественная значимость и общественная полезность инвестиционного проекта.

При неудовлетворительной общественной значимости и общественной полезности такие проекты не рекомендуются к реализации и не могут претендовать на государственную поддержку.

Если же их общественная значимость и общественная полезность оказываются достаточными, оценивается их экономическая эффективность.

При недостаточной экономической эффективности общественно значимого и общественно полезного инвестиционного проекта рекомендуется рассмотреть возможность применения различных форм его поддержки, которые позволили бы повысить экономическую эффективность инвестиционного проекта до приемлемого уровня.

Далее определяется эффективность участия бюджета в реализации проекта (бюджетная эффективность).

3.4. Схема финансирования, финансовая реализуемость инвестиционного проекта. Схема финансирования подбирается в прогнозных ценах. Цель ее подбора - обеспечение финансовой реализуемости инвестиционного проекта, то есть обеспечение такой структуры денежных потоков, при которой на каждом шаге расчета имеется достаточное количество денег для его продолжения.

Достаточным (но не необходимым) условием финансовой реализуемости инвестиционного проекта является неотрицательность на каждом шаге величины накопленного сальдо потока.

При разработке схемы финансирования определяется потребность в привлеченных средствах, указываются предполагаемые формы и объемы оказания государственной поддержки.

4. Оценка общественной значимости и общественной полезности инвестиционного проекта


Оценка общественной значимости инвестиционного проекта осуществляется экспертным путем.

Общественная значимость инвестиционного проекта может определяться долей населения, на которую распространяются выгоды от реализации проекта.

В зависимости от значимости (масштаба) проекты подразделяются на:

глобальные, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на Земле, народнохозяйственные, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в стране;

крупномасштабные, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в Республике Хакасия или отдельных отраслях страны и при оценке которых можно не учитывать влияние этих проектов на ситуацию в других регионах или отраслях;

локальные, реализация которых не оказывает существенного влияния на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в Республике Хакасия и не изменяет уровень и структуру цен на товарных рынках.

Общественная полезность инвестиционного проекта, как правило, должна быть оценена в количественных показателях. Для ее оценки в зависимости от особенностей инвестиционного проекта могут применяться показатели:

социальных последствий реализации проекта, в том числе создания новых рабочих мест, улучшения условий труда;

влияния на экономическое развитие районов и городов Республики Хакасия (рост физического объема производства, развитие новых сегментов товарных рынков и др.);

создания новых услуг, снижения себестоимости оказываемых услуг, повышения качества услуг, обеспечения бесперебойности предоставляемых услуг, расширения круга населения, имеющего доступ к этим услугам.

Если количественная оценка общественной полезности инвестиционного проекта по отдельным показателям не представляется возможной, то следует провести качественную оценку.

5. Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта


Экономическая эффективность инвестиционного проекта оценивается в течение расчетного периода, охватывающего временной интервал от начала проекта до его прекращения. Начало расчетного периода рекомендуется определять как дату начала вложения средств в инвестиционный проект.

Расчетный период разбивается на шаги - отрезки времени, в пределах которых производится расчет данных, используемых для оценки финансовых показателей (например, месяцы, кварталы, годы).

Инвестиционные проекты должны содержать расчеты денежных потоков, связанных с реализацией проекта.

Денежный поток инвестиционного проекта - это зависимость от времени денежных поступлений и платежей при реализации проекта, определяемая для всего расчетного периода.

На каждом шаге значение денежного потока характеризуется:

притоком, равным размеру денежных поступлений (или результатов в стоимостном выражении) на этом шаге;

оттоком, равным платежам на этом шаге;

сальдо (активным балансом, эффектом), равным разности между притоком и оттоком.

Денежный поток состоит из потоков от отдельных видов деятельности:

денежного потока от операционной деятельности (по производству и сбыту продукции и услуг);

денежного потока от инвестиционной деятельности;

денежного потока от финансовой деятельности.

Для денежного потока от операционной деятельности:

к притокам относятся выручка от реализации, а также прочие и внереализационные доходы;

к оттокам - производственные издержки, налоги.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»