Прошедшие в России за истекшее десятилетие изменения в социально-экономическом и общественно-политическом развитии привели к изменению и становлению организационной структуры государственной системы защиты информации Российской Федерации и ее функционированию в новых политических и экономических условиях, формированию основы нормативной правовой базы.
Интенсивное внедрение информационных технологий во все сферы жизни и деятельности общества, рост удельного веса информационной безопасности в обеспечении национальной безопасности государства привели к тому, что информационный ресурс становится сегодня таким же богатством страны, как ее полезные ископаемые, производственные и людские ресурсы.
За последние годы в Российской Федерации реализован комплекс мер по совершенствованию обеспечения ее информационной безопасности.
Формируется база правового обеспечения информационной безопасности. Приняты Законы Российской Федерации "О государственной тайне" и "О безопасности", Федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации", "Об участии в международном информационном обмене", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "Об электронной цифровой подписи", "О коммерческой тайне", "Об архивном деле Российской Федерации", "О техническом регулировании" и ряд других законов. Развернута работа по созданию механизмов их реализации, подготовке законопроектов, регламентирующих общественные отношения в информационной сфере.
Осуществляются мероприятия по обеспечению информационной безопасности в органах государственной власти и местного самоуправления Республики Саха (Якутия), на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от формы собственности.
Успешному решению вопросов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации способствуют государственная система защиты информации, система защиты государственной тайны, системы лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны и системы сертификации средств защиты информации.
Структура защиты информации, ее задачи и функции, основы организации защиты сведении, составляющих государственную или служебную тайну, определены Положением "О государственной системе защиты информации в Российской Федерации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам", утвержденным постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1993 года N 912-51.
Возглавляет государственную систему защиты информации Федеральная служба по экспортному и техническому контролю России (ФСТЭК России).
В федеральных округах систему защиты информации возглавляют региональные управления ФСТЭК России.
Составной частью государственной системы защиты информации Российской Федерации является система защиты информации в Республике Саха (Якутия), в состав которой входят:
Координационный совет при Президенте Республики Саха (Якутия) по информатизации и защите информации (коллегиальный орган);
Техническая комиссия Республики Саха (Якутия) по защите информации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам (коллегиальный орган);
Органы государственной власти и местного самоуправления Республики Саха (Якутия), территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные в области обеспечения безопасности, в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, организации, предприятия и учреждения, осуществляющие работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
Постоянно действующие технические комиссии (ПДТК) по защите государственной тайны и экспертные комиссии в органах государственной власти республики, органах местного самоуправления, предприятиях, учреждениях и организациях (коллегиальный орган);
Режимно-секретные отделы и структурные подразделения (штатные специалисты) по защите информации органов государственной власти республики, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организации, подведомственных органам государственной власти и местного самоуправления Республики Саха (Якутия), а также предприятии вневедомственной принадлежности, размещенных на территории республики.
Координационный совет при Президенте Республики Саха (Якутия) по информатизации и защите информации является постоянно действующим коллегиальным органом, обеспечивающим координацию деятельности государственных, муниципальных органов власти и предприятий республики при реализации государственной политики в сфере информатизации, информационной безопасности и создания информационно-телекоммуникационной системы на территории Республики Саха (Якутия).
Цели, задачи, регламент работы Координационного совета при Президенте Республики Саха (Якутия) по информатизации и защите информации и его полномочия реализуются в соответствии с Положением о Координационном совете при Президенте Республики Саха (Якутия) по информатизации и защите информации, утверждаемым Президентом Республики Саха (Якутия).
В состав Технической комиссии по защите информации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам входят руководители и специалисты федеральных и республиканских органов власти. К участию в работе Технической комиссии решением председателя могут привлекаться руководители и специалисты министерств и ведомств Республики Саха (Якутия) и подведомственных предприятий, имеющих непосредственное отношение к рассматриваемым вопросам.
Основными направлениями работы Технической комиссии по защите информации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам являются:
- рассмотрение вопросов, связанных с защитой информации;
- координация и контроль выполнения работ по вопросам обеспечения системы защиты информации в органах государственного управления и предприятий вне зависимости от форм собственности на территории Республики Саха (Якутия);
- выработка рекомендаций по повышению эффективности защиты информации в Республике Саха (Якутия).
Постоянно действующие технические комиссии по защите государственной тайны - коллегиальный орган, в состав которого включаются специалисты профилирующих структурных подразделений, специалисты подразделений по защите государственной тайны, специалисты по противодействию техническим разведкам, специалисты по физической защите объекта.
Основными функциями и задачами постоянно действующих технических комиссий является выработка рекомендаций руководителям органов (организаций) по совершенствованию управления защиты государственной тайны и координация работ по противодействию техническим разведкам и технической защите информации.
Основными объектами защиты являются информация ограниченного доступа, носители и технология ее обработки, технические средства, в отношении которых необходимо обеспечить безопасность информации.
В политической сфере объектами защиты выступают:
- информация ограниченного доступа;
- информационно-аналитические технологии проведения избирательных кампаний высших и местных органов власти;