Приложение
к закону Алтайского края
"Об утверждении краевой
целевой программы "Комплексные
меры противодействия злоупотреблению
наркотиками и их незаконному обороту
в Алтайском крае на 2005-2008 годы"
| | |
Наименование программы | | краевая целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае на 2005-2008 годы" (далее - программа) |
Основание для разработки программы | | http://dostup.scli.ru:8111/content/ngr/RU0000R199800074.html "О наркотических средствах и психотропных веществах";
решение Совета безопасности Российской Федерации от 28 сентября 2001 года N 5;
http://dostup.scli.ru:8111/content/ngr/RU0000R200200296.html "О Федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы";
решение комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов по законности, правопорядку и защите прав граждан по вопросу "О состоянии профилактики наркомании и мерах по усилению борьбы с распространением наркотиков в Алтайском крае" от 20 октября 2004 года |
Заказчик-координатор программы | | администрация Алтайского края |
Основные разработчики программы | | администрация Алтайского края;
Алтайский краевой Совет народных депутатов;
Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Алтайскому краю |
Цель программы Задачи программы | | улучшение ситуации в крае, связанной с незаконным оборотом наркотиков;
создание условий для сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступлений и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества создание системы противодействия незаконному обороту наркотиков и профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними, а также предупреждение правонарушений, связанных с наркотиками;
совершенствование антинаркотической пропаганды;
создание системы мониторинга распространения наркомании;
совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики в немедицинских целях;
создание системы подготовки специалистов в области профилактики и лечения наркомании;
совершенствование межведомственного и расширение международного сотрудничества в области противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту и др. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы | | степеньдоступности наркотическихсредств и психотропных веществ (отношение стоимости одного грамма героина, находящегося в незаконном обороте, к среднемесячному доходу на душу населения);
количество фактов изъятия значительных объемов наркотических средств и психотропныхвеществ, определенных в соответствии смеждународными нормами;
долябольныхнаркоманией,прошедших стационарное лечение и последующую реабилитацию, в общем числе пролеченных;
доля учащейся молодежи,состоящей на учетев наркологическом диспансере, в общем числе всей учащейся молодежи;
доля учащихся, совершившихправонарушения, преступления,связанныесупотреблением психоактивных веществ, в общем числе учащихся |
{ Раздел дополнен на основании http://frsrv:8080/content/ngr/RU22DMJ200700580.doc (вступление в силу 11 января 2008 года). } |
Сроки и этапы реа лизации программы | | 2005 - 2008 годы |
Основные исполнители программы | | администрация Алтайского края;
Алтайский краевой Совет народных депутатов;
Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Алтайскому краю (далее - УФСНК РФ по Алтайскому краю) (по согласованию);
Главное управление внутренних дел Алтайского края (далее - ГУВД Алтайского края) (по согласованию);
Управление Федеральной службы безопасности по Алтайскому краю (далее - УФСБ по Алтайскому краю) (по согласованию);
Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ГУИН Минюста России по Алтайскому краю) (по согласованию);
Алтайская таможня (по согласованию);
войсковая часть 2131 ЮВРПУ ФСБ РФ (по согласованию);
Военный комиссариат Алтайского края (по согласованию);
Главное управление администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне { в редакции http://frsrv:8080/content/ngr/RU22DMJ200500102.doc (вступление в силу 23 апреля 2005 года) };
Главное управление экономики и инвестиций администрации Алтайского края;
управление администрации края по координации и развитию отраслей социальной сферы;
комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике;
комитет администрации Алтайского края по фармацевтической деятельности и производству лекарственных средств;
комитет администрации Алтайского края по образованию;
{ абзац исключен на основании http://frsrv:8080/content/ngr/RU22DMJ200500102.doc (вступление в силу 23 апреля 2005 года) };
комитет администрации Алтайского края по печати и информации;
комитет администрации Алтайского края по делам молодежи;
комитет администрации Алтайского края по физической культуре и спорту;
комитет администрации Алтайского края по культуре и туризму;
комитет администрации Алтайского края по здравоохранению;
ГУЗ "Алтайский краевой наркологический диспансер";
администрации городов и районов Алтайского края;
ГОУ ВПО "Барнаульский юридический институт МВД России" (далее - БЮИ МВД России) (по согласованию);
ГОУ ВПО "Барнаульский государственный педагогический университет" (далее - БГПУ) (по согласованию);
ГОУ ВПО "Алтайский государственный медицинский университет" (далее - АГМУ) (по согласованию);
ГОУ ВПО "Алтайский государственный университет" (далее - АлтГУ) (по согласованию);
Автономная некоммерческая организация институт "Алтайская академия экономики и права" (далее - ААЭП) (по согласованию) |
Объем и источники финанс ирования программы | | предполагаемый объем средств, необходимых для финансирования программы, составляет 40 млн. руб.: 2005 год - 10 млн. рублей 2006 год - 10 млн. рублей 2007 год - 10 млн. рублей 2008 год - 10 млн. рублей Источник финансирования - краевой бюджет Объемы могут подвергаться корректировке в зависимости от формирования доходной части бюджетов. |
Ожидаемые конечные результаты программы | | своевременное осуществление мониторинга распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков и связанных с этим потерь в обществе;
приостановление роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, сокращение наркомании и связанной с ней преступности до уровня минимальной опасности для общества;
уменьшение потерь общества от преступлений, связанных с наркотиками, оптимизация затрат на профилактику, лечение и реабилитацию лиц, больных наркоманией, а также на деятельность правоохранительных органов по борьбе с наркопреступностью;
снижение уровня вовлеченности финансовых ресурсов населения в незаконный оборот наркотиков, а также степени негативного воздействия полученных преступным путем финансовых средств на общественно-политическую жизнь страны;
совершенствование методик лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией;
создание и обеспечение функционирования физкультурно-спортивных центров по разработке и апробации технологии профилактики наркомании и организационно-управленческих моделей физкультурно-профилактической работы среди молодежи, а также реабилитационных центров для детей и подростков, злоупотребляющих наркотиками;
укрепление межведомственного взаимодействия в борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
углубление международного сотрудничества правоохранительных органов края в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков |
Контроль за реализацией программы | | администрация Алтайского края;
Алтайский краевой Совет народных депутатов |
{Разделы 1-7 дополнены на основании закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года N 159-ЗС (вступление в силу 11 января 2008 года).}
Среди многих проблем российской действительности, появившихся в 90-х годах двадцатого века, на одно из первых мест вышла проблема массовой наркотизации населения. Для Алтайского края, как приграничной территории, эта проблема особенно актуальна. В настоящее время количество лиц, употребляющих наркотики, в регионе в два раза больше, чем в среднем по России.
В связи с дальнейшим усложнением ситуации возникла необходимость организации целостной системы противодействия наркоагрессии.
Все это обусловило разработку настоящей программы, направленной на дальнейшее совершенствование профилактической деятельности в сфере противодействия незаконному потреблению и обороту наркотических средств, объединение усилий органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных и контролирующих структур, придание системного характера данной работе, с учетом накопленного опыта, специфики территории Алтайского края.
Необходимость подготовки и реализации краевой целевой программы вызвана тем, что в Алтайском крае сохраняются негативные тенденции в сфере незаконного оборота и незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, что представляет угрозу здоровью населения, экономике края, правопорядку и безопасности.
Увеличение оборота наркотических средств и психоактивных веществ и их незаконного потребления обусловлено целым рядом взаимосвязанных факторов.
Определяющим является геополитический фактор: наличие протяженной границы с Республикой Казахстан, большого количества объездных путей в обход таможенных пунктов пропуска. Проходящие по территории региона важнейшие железнодорожные, автомобильные магистрали предопределяют их использование организованными преступными группировками Алтайского края в качестве транзитного пути для незаконной транспортировки наркотиков.
На наркоситуацию существенное влияние оказывают следующие факторы: наличие на территории региона больших массивов дикорастущих наркосодержащих растений (конопля); благоприятные климатические условия для произрастания наркотикосодержащих растений, незаконно культивируемых на территории (мак, конопля).
Другие факторы, способствующие распространению и употреблению наркотиков, формируются в социально-экономической сфере: низкий уровень жизни населения, высокий уровень безработицы, деструктивное воздействие массовой культуры.
Наркоситуацию усугубляет незаконный оборот готовых наркотических средств и психотропных веществ.
Напряженную наркологическую ситуацию в Алтайском крае подтверждает анализ динамики распространенности наркомании. Краевые показатели характеризуются стабильно высокими цифрами и превышают общероссийские в 2 раза. Общее число больных наркоманией в 2004 году составило 11971 человек (463,4 на 100 тыс. населения). В период с 1993 по 2003 год число зарегистрированных лиц с диагнозом "наркомания" выросло более чем в 18 раз.
В структуре употребляемых наркотических веществ в крае преобладает опийная группа.
Растет и связанная с наркотиками преступность.
В сложившихся условиях требуются эффективные меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
Используя программно-целевой метод планирования деятельности, можно обеспечить проведение единой политики по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков.
Применение такого метода позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях комплексного решения проблемы:
профилактика распространения незаконного употребления и незаконного оборота наркотиков;
пресечение незаконного оборота наркотиков;
лечение и реабилитация больных наркоманией.
Программа разработана в целях координации усилий и повышения эффективности мер противодействия наркоугрозе и ориентирована на совершенствование профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимых лиц, усиление борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Основной целью программы является создание условий для сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступлений и правонарушений.
Планируется решить ряд задач:
создание системы противодействия незаконному обороту наркотиков и профилактики употребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними, а также предупреждение правонарушений, связанных с наркотиками;
совершенствование антинаркотической пропаганды;