Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ АВИАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2004 - 2005 ГОДЫ" (с изменениями на: 22.12.2005)


2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Республика Алтай расположена в центре Евроазиатского континента. С севера она граничит с Алтайским краем и Кемеровской областью, с востока - с Хакасией и Тывой, на юге - с Монголией, Китаем и Казахстаном.

Площадь республики 92,6 тыс. кв. км. Численность проживающих на начало 2004 г. составила 205,2 тыс. человек. Население республики многонационально: русские, алтайцы, казахи, украинцы, немцы и другие. 30,7% от общей численности составляют алтайцы.

Республика представляет собой типичный горный район с присущим ему большим разнообразием природных условий. Она имеет благоприятные условия для развития ряда отраслей сельского хозяйства, прежде всего - мараловодство, яководство, овцеводство, табунное коневодство. На территории республики имеется уникальное Алтайское экспериментальное хозяйство Сибирского отделения Академии Наук Российской Федерации. Слабо развивается промышленность, она представлена небольшими предприятиями лесопереработки, горнодобывающей, пищевой и легкой.

Административным центром республики является город Горно-Алтайск с населением 53,5 тыс. человек, находящийся в северо-западной части республики. Основным аэропортом республики, расположенным в 15 км от города, является аэропорт Горно-Алтайск.

Географические особенности Республики Алтай обусловили развитие автомобильного транспорта, частично в отдаленных селах остается еще гужевой, по водным артериям и озерам - водный и по воздуху - воздушный транспорт. Республика ввозит основные продукты питания, товары потребительского спроса и промышленную продукцию. Вывозит в основном сырье агропромышленного и лесного комплекса, 90% всего грузооборота приходится на автомобильный транспорт.

Через весь Горный Алтай проходит Чуйский тракт (565 км), соединяющий районы республики с Алтайским краем, Новосибирской и Кемеровской областями, с Монголией. Завершается строительство дороги с твердым покрытием, соединяющей республику и Кемеровскую область через Горную Шорию, также намечен ввод дороги на Казахстан.

В республике работало четыре аэропорта местных воздушных линий, три из них с искусственной взлетно-посадочной полосой и один - с грунтовой.

Обеспеченность аэропортов зданиями и сооружениями не превышала 50% от нормативной. И тем не менее аэропорты работали вплоть до 1996 года. Практически у каждого села были постоянно действующие вертолетные посадочные площадки.

Муниципальные образования республики должны вновь рассмотреть вопрос об организации посадочных вертолетных площадок в крупных населенных пунктах с определением места и ответственного за эту площадку.

Республика не имеет собственного самолетно-моторного парка. Перевозки выполняются подразделениями Западно-Сибирского управления Гражданской авиации. Пассажирские перевозки в республике составляли в 90-е годы 80 - 100 тыс. человек в год, более половины этого объема приходилось на аэропорт в г. Горно-Алтайске. Перевозка грузов республики в основном осуществлялась через аэропорты в г. Бийске и г. Барнауле. Республика принимает долевое участие в развитии аэропорта в г. Бийске (в части зданий и сооружений грузового комплекса).

Из аэропорта грузы доставляются автомобильным транспортом, а в труднодоступные районы - вертолетами. Авиатранспорт используется в основном для доставки почты, а также для тушения пожаров, доставки больных. Объем почтовых перевозок в 90 г., например, составил 70,0 т в год.

В последние годы в связи с общей экономической нестабильностью в стране и стремительным ростом тарифов на местных воздушных линиях объем перевозок значительно сократился.

Спрос на услуги воздушного транспорта зависит от степени развития в республике производственных сил, частного предпринимательства, наличия культурных и экономических связей с другими регионами, уровня доходов местного населения, развития условий для организованного отдыха, оздоровления граждан, условий для туризма.

В период девяностых годов из-за нестабильности в экономике России (инфляция, нарушение хозяйственных связей, падение уровня производства и жизни) оживление деловой активности и повышение жизненного уровня населения было маловероятно, также маловероятной оставалась жизнедеятельность аэропортов.

Но по мере завершения процесса первоначального накопления капитала, становления новых форм собственности и капитализации производства можно ожидать постепенную стабилизацию в дальнейшем подъеме экономики, рост денежных доходов населения, что неизбежно повлечет за собой увеличение спроса на данный вид услуг. Увеличение спроса следует ожидать через 2 - 3 года.

Спрос на обслуживание пассажиров авиатранспортом будет формироваться на основе следующих основных категорий поездок:

- поездки по производственной необходимости и с деловыми целями;

- поездки жителей республики и ее гостей к месту отдыха, учебы, лечения, к родственникам;

- отечественный и иностранный туризм.

В республике следует ожидать появления значительного количества мелких структур, специализирующихся на сервисном обслуживании, заготовке и переработке ценного лекарственного и другого природного сырья. Для фирм, не обладающих большим капиталом, фактор времени имеет решающее значение, поэтому разумно предположить, что в своей деятельности они будут активно использовать воздушный транспорт, количество деловых поездок будет определяться числом структурных подразделений, объемами их производства, численностью работников, хозяйственными связями. Спрос на авиаперевозки данной категории потенциальных авиапассажиров начнет возрастать по мере развития рыночных отношений и к 2006 году составит ориентировочно 20 тыс. поездок в год.

Также предполагается увеличение перевозок специалистов по обследованию территории и недр, а также выходит постановление Правительства Российской Федерации по использованию малых вертолетов для охраны правопорядка и других целей.

Изменение социальных условий в республике, связанное с развитием экономики, должно существенно сказаться на количестве поездок жителей Горного Алтая как внутри республики, так и за ее пределами с познавательными, лечебными, деловыми целями и с целью поддержания родственных связей.

Местное коренное население республики имеет одни этнические корни с населением приграничных районов Монголии и Китая. Эти народы связывает общность религии, кровные узы, культурные и бытовые традиции. Исходя из этого, целесообразно предложить аэропорту Толмачево рассмотреть вопрос об открытии международной авиалинии по маршруту Новосибирск - Горно-Алтайск - Кош-Агач - Урумчи (Китай).

Спрос на авиаперевозки со стороны населения республики к 2000 году ожидался в объеме 25,0 тыс. поездок в год. В 1990 году численность отечественных туристов, посетивших Горный Алтай, составила 32,0 тыс. человек, иностранных - 4,0 тыс. человек, в 1997 - 1998 годах эти показатели снизились до 22,0 тыс. и 1,5 тыс. человек соответственно из-за социально-экономического спада, высокой инфляции и роста криминала.

Однако уникальные природно-климатические условия Горного Алтая, широкие возможности для развития многих видов туризма делают его привлекательным местом отдыха как для отечественных, так и для иностранных туристов. В известной мере повышение интереса к Республике Алтай обусловлено закрытием из-за политической нестабильности ряда традиционно посещаемых районов: Северный Кавказ, Грузия, Армения, Средняя Азия, Прибалтика.

С ростом денежных доходов населения и становлением политической стабильности в России годовой туристический поток в Республику Алтай к началу второго тысячелетия возрос до 100 - 120 тыс. человек, в том числе иностранцев - около 7 тыс. человек, в прошлом, 2003 году, перешагнул рубеж 500,0 тыс. человек. Не вызывает сомнения, что рост посещения нашего удивительного уголка природы будет продолжаться. Для этого необходимо улучшать не только инфраструктуру мест оздоровления и отдыха граждан, но и думать о доставке отдыхающих в республику.

Наиболее комфортабельным и быстрым методом доставки граждан является, конечно, авиационный. В 2005 году следует ожидать доставку авиатранспортом на уровне 20,0 тыс. человек в год, в том числе иностранцев 4,5 - 5,0 тыс. человек.