С целью повышения эффективности государственной службы, оптимизации затрат на государственных служащих и развитие ресурсного обеспечения государственной службы Свердловской области в программе предусмотрены мероприятия по следующим направлениям.
2.1 Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы по вопросам реформирования государственной службы
Необходимость законодательного регулирования вопросов государственной службы предусматривается Конституцией Российской Федерации. Однако целостная и комплексная система правового обеспечения государственной службы как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов федерации отсутствует. Недостатком правового регулирования государственной службы является неполное законодательное регулирование государственно-служебных отношений.
В Свердловской области по вопросам государственной службы приняты различные законодательные и иные нормативные правовые акты, которые в ряде случаев противоречат законодательству Российской Федерации. Таким образом, не создана комплексная нормативно-правовая база, которая в полной мере обеспечивала бы выполнение возложенных на государственную службу задач и функций в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права.
В целях создания целостной системы государственной службы назрела необходимость законодательного закрепления ее единых правовых основ на всех уровнях власти. Необходимо разработать и принять приоритетные законы и иные нормативные правовые акты о системе государственной службы как Российской Федерации, так и Свердловской области.
Эти законодательные и нормативные правовые акты должны обеспечить единый подход к правовому регулированию и организации государственной службы, совершенствованию системы оплаты труда государственных служащих, открытости государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, внедрению современных методов прогнозирования, финансирования, оценки, стимулирования материально-технического обеспечения государственной службы, управлению государственной службой.
Для этого требуется:
- проведение ревизии действующей нормативно-правовой базы государственной службы Свердловской области, ее соответствия федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)";
- определение перечня законов и иных нормативных актов, необходимых для формирования системы государственной службы Свердловской области, подготовка их проектов для внесения в Законодательное Собрание Свердловской области.
2.2 Применение новых подходов к организации управления государственной службой Свердловской области и обеспечению деятельности государственных служащих
В организации государственной службы Свердловской области сохраняются консервативные подхода, которые не в состоянии обеспечить ее эффективное функционирование и надлежащее качество оказания государственными служащими гражданам и организациям государственных услуг.
В целях совершенствования организации государственной службы и обеспечения деятельности государственных служащих необходимо внедрение современных технологий управления, включающих в себя новые методы планирования и финансирования деятельности органов государственной власти Свердловской области, стимулирования государственных служащих, а также системы показателей и критериев оценки деятельности аппаратов органов государственной власти Свердловской области и их подразделений.
Для решения этих задач требуется:
- проведение анализа функций, реализуемых органами государственной власти, с целью исключения дублирования, параллелизма, определения функций, которые исполняются неэффективно, установление на основе анализа полномочий и целей данного органа, разработка критериев внутренней и внешней эффективности его деятельности;
- формирование системы нормативного управления государственной службой, разработка соответствующих регламентов, инструкций и иных документов, регламентирующих деятельность государственных служащих;
- оптимизация бюджетных расходов, связанных с обеспечением деятельности государственного органа, на основе анализа адекватности управления и функционирования на уровне отдельных ее структурных подразделений с целью установления необходимой квалификации и численности персонала, требуемого для осуществления пересмотренных полномочий;
- разработка оптимальных функциональных обязанностей и квалификационных требований, предъявляемых к конкретным должностям государственной службы, критериев оценки эффективности их деятельности;
- пилотажная апробация методик реформирования государственной службы на отдельных структурных подразделениях Правительства Свердловской области.
2.3. Совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих Свердловской области
В Свердловской области сложилась определенная практика по подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных служащих.
На основании имеющихся потребностей исполнительных органов государственной власти Свердловской области в обучении государственных служащих ежегодно формируется государственный заказ по их обучению.
Государственные служащие проходят подготовку, переподготовку и повышение квалификации в зависимости от направления их деятельности в российских высших учебных заведениях (Российская академия государственной службы, Российская академия народного хозяйства, Российская финансовая академия и другие), региональных высших учебных заведениях (Уральская академия государственной службы, Уральская юридическая академия и другие).
В настоящее время в Уральской академии государственной службы обучаются 52 государственных служащих, в 2003 году прошли обучение по программе переподготовки и повышения квалификации 670 человек.
Основная цель совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих - рост их профессионального уровня.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- провести анализ действующих механизмов подбора, расстановки, ротации кадров; разработать предложения по совершенствованию вышеназванных механизмов, в том числе конкурсного отбора на государственную службу, в соответствии со спецификой деятельности каждого органа государственной власти;
- создать эффективный механизм подбора кадров для государственной службы, обеспечить должностной (служебный) карьерный рост государственных служащих на основе их профессиональных заслуг и деловых качеств;
- повысить престиж государственной службы и авторитет государственных служащих;