ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
от 1 декабря 2004 года 179-З N 365-III
Об охране труда
____________________________________________________________________
Утратил силу с 4 апреля 2009 года на основании
Закона Республики Саха (Якутия) от 19 февраля 2009 года N 664-З N 209-IV
____________________________________________________________________
Настоящий закон наряду с федеральным законодательством об охране труда регулирует отношения в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на обеспечение реализации работниками конституционного права на труд в условиях, соответствующих государственным нормативным требованиям.
Настоящий закон устанавливает:
дополнительные по сравнению с законодательством Российской (Федерации нормы, регулирующие отношения между работодателями и работниками в области охраны труда;
формы взаимодействия органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления, профессиональных союзов и органов общественной самодеятельности работников по вопросам охраны труда.
Настоящий закон распространяется на:
работодателей;
работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, дислоцирующихся на территории Республики Саха (Якутия);
членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;
студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;
военнослужащих, направляемых на работу в организации;
граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.
Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) реализуют государственную политику в области охраны труда.
Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда на территории муниципальных образований в пределах своих полномочий и государственных полномочий, переданных им в установленном порядке.
В целях улучшения условий и охраны труда работающих разрабатываются, принимаются и реализуются текущие и перспективные целевые программы улучшения условий и охраны труда на федеральном, республиканском и отраслевом уровнях, а также на уровне органов местного самоуправления.
Орган исполнительной власти, ведающий вопросами охраны труда, организует и осуществляет государственную экспертизу условий труда.
Государственная экспертиза условий труда является неотъемлемой частью государственной системы управления охраной труда.
Положение о государственной экспертизе условий труда утверждается Правительством Республики Саха (Якутия).
Государственное управление охраной труда в Республике Саха (Якутия) осуществляется органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в пределах своих полномочий.
К полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия) в сфере охраны труда относятся:
обеспечение взаимодействия органов государственного надзора и контроля, объединений профсоюзов, инициативных групп работников, предпринимателей по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
обеспечение разработки и реализации (с участием органов местного самоуправления) республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда;
определение приоритетных направлений при разработке республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда;
рассмотрение методических и организационных вопросов, предложений объединений профсоюзов и работодателей по охране труда;
участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
определение основных направлений научных исследований по охране труда;
информационное обеспечение охраны труда.
К полномочиям органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда, относятся:
осуществление государственного управления охраной труда, координация работы органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны труда;
организация (с участием профессиональных союзов) разработки республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда и осуществление контроля за их реализацией;
обеспечение координации деятельности органов исполнительной власти, оказание методической и практической помощи организациям в области охраны труда;
организация обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций;
выдача образовательным учреждениям разрешений на обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организаций;
разработка (с привлечением заинтересованных организаций) мероприятий по обобщению и распространению опыта работы в области охраны труда;
проведение анализа состояния условий и охраны груда, причин несчастных случаен на производстве и профессиональных заболеваний, разработка предложений по их предупреждению;
направление требований в суд о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда;
осуществление государственной экспертизы условий труда;
организация сертификации работ по охране труда в организациях;
осуществление контроля за правильностью проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
К полномочиям органов исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции в сфере охраны труда, относятся:
осуществление управления охраной труда в отрасли или в определенной сфере деятельности;
организация разработки и реализации отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда, подготовка предложений для включения в республиканские целевые программы улучшения условий и охраны труда;
осуществление внутриведомственного контроля за соблюдением законов н иных нормативных правовых актов об охране труда и организационно-методическое руководство подведомственными организациями в области охраны труда;
участие в подготовке предложений к проектам законов и иным нормативным правовым актам Республики Саха (Якутия) об охране труда;
определение основных направлений научных исследований по охране труда, подготовка предложений для включения в отраслевые планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по охране труда и осуществление контроля за их выполнением;
проведение анализа состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разработка предложений по их предупреждению;
изучение, обобщение, распространение в подведомственных организациях передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда, организация проведения научно-практических конференций, семинаров, выставок, отраслевых конкурсов по охране труда;
организация аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в подведомственных организациях;
участие в установленном порядке в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
организация в подведомственных организациях обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций;
проведение анализа практики работы по предоставлению льгот и компенсаций работникам организаций за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда и участие в установленном порядке в подготовке предложений по ее совершенствованию.
Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями в области охраны труда в порядке, установленном законодательством.
В целях реализации основных направлений государственной политики в области охраны груда органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, а также в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации, вправе:
осуществлять контроль за деятельностью муниципальных организаций и учреждений в сфере охраны труда;
вносить предложения в соответствующие органы управления охраной труда по улучшению условий и охраны труда;
принимать акты, определяющие дополнительные меры по улучшению условий труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний на подведомственной территории;
заключать соглашения о взаимодействии в области улучшения условий и охраны труда с органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами Республики Саха (Якутия);
участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, расследованием несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствующих органах;
согласовывать планы мероприятий по улучшению условий и охраны труда организаций, расположенных на территории муниципального образования, для составления комплексного плана социально-экономического развития муниципального образования;
содержать в штатах местной администрации ответственного специалиста по охране труда;
создавать улусную (районную), городскую межведомственную комиссию по охране труда и осуществлять руководство ее работой;
проводить анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и разрабатывать предложения по их предупреждению;
разрабатывать, принимать и осуществлять контроль за реализацией улусной (районной), городской целевой программы улучшения условий и охраны труда;
создавать муниципальный учебно-методический центр по охране труда;
организовывать обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работниками организаций;
заслушивать отчеты руководителей организаций по вопросам охраны труда.
Работодатель имеет право на:
внесение предложений в соответствующие органы управления охраной труда по. улучшению условий и охраны труда;