ЗАКОН
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 20 декабря 2004 года N 556
О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Сахалинской области
{Утратил силу:
Закон Сахалинской области от 27.06.2013 N 63-ЗО}
{Изменения:
Закон Сахалинской области от 30.01.2006 N 5-ЗО;
Закон Сахалинской области от 18.04.2007 N 33-ЗО}
Принят Сахалинской областной Думой 26 ноября 2004 года
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Сахалинской области (далее - комиссии) являются постоянно действующими коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Сахалинской области.
(ред. от 30.01.2006 N 5-ЗО)
2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Деятельность комиссий основывается на следующих принципах:
1) законности;
2) гуманного обращения с несовершеннолетним;
3) уважительного отношения к несовершеннолетнему, его родителям или иным законным представителям;
4) конфиденциальности информации о несовершеннолетнем, его родителях или об иных законных представителях;
5) взаимодействия с родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего по вопросам защиты его прав и законных интересов;
6) взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественными организациями по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
7) ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетнего.
На территории Сахалинской области образуются:
областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - областная комиссия);
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в муниципальных образованиях (далее - муниципальные комиссии).
1. Областная комиссия образуется администрацией Сахалинской области в составе председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря и членов комиссии.
Руководство деятельностью областной комиссии осуществляет председатель комиссии - вице-губернатор Сахалинской области, курирующий социальную сферу.
Ответственный секретарь является государственным гражданским служащим Сахалинской области и назначается на должность представителем нанимателя в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе.
{абзац в ред. Закона Сахалинской области от 18.04.2007 N 33-ЗО}
2. В состав областной комиссии могут по согласованию входить депутаты Сахалинской областной Думы, представители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений, представители иных государственных и муниципальных органов и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также различных общественных объединений, занимающихся решением проблем несовершеннолетних и их семей.
3. Количественный и персональный состав областной комиссии утверждается распоряжением администрации Сахалинской области.
Органы местного самоуправления могут быть наделены законом Сахалинской области отдельными государственными полномочиями Сахалинской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(ред. от 30.01.2006 N 5-ЗО)
1. В состав муниципальных комиссий входят председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь и члены муниципальной комиссии.
Руководство деятельностью муниципальной комиссии осуществляет председатель муниципальной комиссии.
2. В состав муниципальных комиссий по согласованию могут входить депутаты соответствующих представительных органов местного самоуправления, представители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений, представители иных государственных и муниципальных органов и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
3. Ответственный секретарь муниципальной комиссии исполняет свои обязанности в муниципальной комиссии на постоянной основе.
Должности специалистов по защите прав несовершеннолетних и работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, при необходимости могут быть введены на постоянной штатной основе с учетом численности несовершеннолетних, проживающих на территории муниципального образования, количества подконтрольных учреждений, организаций, содержания и объема выполняемой работы.
Штатные работники комиссии должны иметь высшее юридическое или педагогическое образование и профессиональный опыт работы с несовершеннолетними не менее трех лет.
4. С учетом правового статуса муниципальной комиссии и межведомственного характера ее деятельности должности, замещаемые работниками муниципальной комиссии, не подлежат включению в штатное расписание муниципальных должностей других структурных подразделений органов местного самоуправления.
5. Передача функциональных обязанностей муниципальной комиссии подразделениям органов местного самоуправления, включение муниципальной комиссии в их структуру, а также использование штатных работников муниципальной комиссии не по их назначению не допускается.
(ред. от 30.01.2006 N 5-ЗО)
1. Основными задачами областной комиссии являются:
1) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) содействие несовершеннолетним в реализации и защите их прав и законных интересов;
3) выявление и анализ причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетними, определение мер по устранению указанных причин и условий;
4) организация в пределах своей компетенции контроля за условиями воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также контроля за обращением с несовершеннолетними в указанных учреждениях;
5) обобщение и распространение положительного опыта работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказание им организационно-методической помощи;
6) взаимодействие с общественными объединениями, религиозными организациями, прошедшими государственную регистрацию, иными организациями и гражданами по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов.
2. Основными задачами муниципальных комиссий являются:
1) организация работы по выявлению и социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, установлению родителей или иных законных представителей, которые не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних, охране их жизни и здоровья, а также отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних или жестоко обращаются с ними;
2) рассмотрение жалоб и заявлений несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и других лиц, связанных с нарушением или ограничением прав и законных интересов несовершеннолетних;
3) принятие мер по обеспечению защиты несовершеннолетних от физического и психического насилия, от всех форм дискриминации, сексуальной и иной эксплуатации, а также от вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.
1. Комиссии:
1) принимают участие в разработке целевых программ защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшения условий жизни, охраны здоровья, воспитания, образования, труда и отдыха несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, контролируют реализацию этих программ;
2) принимают участие в пределах своей компетенции в разработке нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
3) по запросу информируют органы исполнительной власти (органы местного самоуправления) Сахалинской области о состоянии работы по защите прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности, беспризорности и правонарушений на подведомственной территории;
(ред. от 30.01.2006 N 5-ЗО)
4) получают безвозмездно необходимую для осуществления своих полномочий информацию от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
5) приглашают на свои заседания для получения информации и объяснений по рассматриваемым вопросам должностных лиц, специалистов и граждан;
6) организуют контроль, обследование и проверку условий содержания, воспитания, обучения и применения труда несовершеннолетних в семьях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
7) вносят в государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности представления по вопросам, касающимся прав и законных интересов несовершеннолетних;
8) могут иметь бланки со своим наименованием и другими необходимыми реквизитами, печать, штамп.
2. Областная комиссия осуществляет полномочия, перечисленные в части 1 настоящей статьи, а также:
1) координирует деятельность органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) контролирует и направляет деятельность муниципальных комиссий области, оказывает им организационно-методическую помощь;
3) разрабатывает мероприятия по приоритетным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и интересов, готовит предложения по данным вопросам для губернатора Сахалинской области, в Сахалинскую областную Думу;
4) осуществляет контроль:
а) за условиями содержания, воспитания несовершеннолетних и обращения с ними в детских домах, других интернатных учреждениях, независимо от их организационно- правовых форм, а также специализированных учреждениях органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения по оказанию помощи несовершеннолетним, в Центре временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей при Управлении внутренних дел Сахалинской области;
б) за организацией досуга и занятости несовершеннолетних;
в) за состоянием воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними в образовательных, культурно-просветительных учреждениях, спортивных организациях;
г) за соблюдением федерального законодательства и законодательства Сахалинской области в деятельности органов опеки и попечительства;
д) за соблюдением федерального законодательства и законодательства Сахалинской области при исключении учащихся из образовательных учреждений, учреждений начального профессионального образования.
3. Муниципальные комиссии осуществляют на подведомственной территории муниципального образования полномочия, перечисленные в части 1 настоящей статьи, а также:
1) осуществляют меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) рассматривают в пределах своей компетенции материалы в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных федеральным и областным законодательством;
3) направляют информацию в соответствующие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, привлекавшимися к административной ответственности, совершившими правонарушения, осужденными к условной мере наказания; с несовершеннолетними, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, в случае, если об этом ходатайствует администрация этих учреждений; с несовершеннолетними, освобожденными из воспитательных колоний, а также с другими несовершеннолетними, нуждающимися в помощи и контроле со стороны органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) направляют материалы в отношении несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, в учреждения здравоохранения для проведения соответствующих лечебно-профилактических и реабилитационных мер;
5) принимают решение о направлении несовершеннолетних, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей или иных законных представителей, а также самих несовершеннолетних, если они достигли возраста четырнадцати лет;