ЗАКОН
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 06 декабря 2004 года N 504-ОЗ
Об областной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Магаданской области" на 2005-2007 годы
Принят Магаданской областной Думой 22 ноября 2004 года
(Текст изменен)
{Изменен: Законом Магаданской области от 25.10.2005 N 622-ОЗ}
{Изменен: Законом Магаданской области от 09.06.2006 N 730-оз}
{Фактически недействующий акт}
Утвердить областную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Магаданской области" на 2005-2007 годы (далее - Программа) (прилагается).
Финансирование мероприятий областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Магаданской области" на 2005-2007 годы осуществляется за счет средств областного бюджета и внебюджетных средств.
Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с Законом Магаданской области "Об областных программах".
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
к Закону Магаданской области
"Об областной целевой программе
"Развитие физической культуры и спорта
в Магаданской области"
на 2005-2007 годы"
от 06 декабря 2004 г. N 504-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие физической культуры и спорта в Магаданской области" на 2005-2007 годы Магадан 2004 ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "Развитие физической культуры и спорта в Магаданской области" на 2005-2007 годы
Наименование Программы | - областная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Магаданской области" на 2005-2007 годы |
Основание для разработки Программы | - Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"; постановление губернатора Магаданской области от 18 июля 2002 года N 163 "О плане мероприятий по развитию физической культуры и спорта Магаданской области на 2002-2003 гг." |
Государственный заказчик Программы | - администрация Магаданской области |
Разработчики Программы | - комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации Магаданской области; |
Цели Программы Задачи Программы | - укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и физического развития, внедрение здорового образа жизни среди населения Магаданской области - обеспечение равных возможностей жителям области для занятий физической культурой и спортом; улучшение качества процесса физического воспитания населения, особенно среди детей и молодежи; формирование у населения области устойчивой мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни, особенно среди детей и молодежи; укрепление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом; создание эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса; устойчивое финансовое обеспечение физической культуры и спорта в области |
Объемы и источники финансирования Программы | - общий объем финансирования Программы составляет 188259,0 тысяч рублей, в том числе областной бюджет - 103259,0 тысяч рублей; |
Сроки реализации программы | - 2005-2007 годы |
Ожидаемые результаты Программы | - укрепление материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта Магаданской области; повышение качества проведения и обеспечение доступности физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для населения области; укрепление здоровья жителей области и, прежде всего, детей и подростков; снижение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними |
Исполнители Программы | - комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации Магаданской области; департамент образования администрации Магаданской области; |
- контроль за реализацией настоящей Программы осуществляется в соответствии с Законом Магаданской области "Об областных программах | |
Список сокращений | - КФКСиТ - комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации Магаданской области; ОЦМП - областной центр медицинской профилактики; СВ - совет Магаданской областной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов; Бюджет ВФОЭЗ - бюджет внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны; УДМ - управление по делам молодежи администрации Магаданской области; ДЗА - департамент здравоохранения администрации Магаданской области; ДО - департамент образования администрации Магаданской области; ДСПН - департамент социальной поддержки населения администрации Магаданской СМИ - средства массовой информации |
I. Состояние и основные проблемы развития физической
культуры и спорта в Магаданской области
За последние годы в России в целом, и в Магаданской области в частности, обострились проблемы с состоянием здоровья населения, значительно увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем, пристрастившихся к курению.
Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков - общая заболеваемость подростков в области за последние 3 года выросла на 12 процентов и превышает среднероссийский показатель в 1,4 раза. Доля здоровых детей в Магаданской области составляет около 30 процентов. Первичная заболеваемость детей в возрасте до 14 лет за последние три года стабильно растет и почти сравнялась со среднероссийской.
Наибольший всплеск заболеваемости регистрируется в возрасте с 7 до 14 лет (рост 44 процента), что связано с систематическим стрессогенным воздействием информационных учебных нагрузок на фоне возрастающей гиподинамии у школьников, что приводит к хронической утомляемости и угнетению иммунной и эндокринной систем у детей, причем недостаток двигательной активности провоцирует у них болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем. Реальный объем двигательной активности воспитанников дошкольных образовательных учреждений, учащихся и студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения.
К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения области, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения области.
В настоящее время в области регулярно занимаются физической культурой и спортом всего 8,3 процента населения.
Недостаточное количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом обусловлено низким социально-экономическим уровнем жизни населения, недостаточным уровнем пропаганды здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в областных средствах массовой информации.
По состоянию на 1 января 2004 года в области имеется 332 вида спортивных сооружений, которые одновременно могут принять только около 7,6 тыс. человек, что составляет 4,3 процента от общей численности населения области (по России средняя цифра - 17 процентов).
Уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями колеблется от 6 до 23 процентов и в целом по области составляет лишь 12,6 процента необходимой потребности обеспечения минимальной двигательной активности населения.
Характеристика состояния спортивной базы области по состоянию на 01 января 2004 года представлена в таблице N 1.
Таблица N 1
Состав и структура спортивных сооружений Магаданской области
Наименование спортивного сооружения | Количество, единиц | Удельный вес, % |
Всего спортивных сооружений | 332 | 100,0 |
в том числе: | ||
- стадионы с трибунами | 1 | 0,3 |
- плоскостные спортивные сооружения | 96 | 28,9 |
- спортивные залы | 33 | 9,9 |
- спортивные залы учебных заведений | 70 | 21,1 |
- дворцы спорта | 1 | 0,3 |
- плавательные бассейны | 6 | 1,8 |
- лыжные базы | 15 | 4,5 |
- сооружения для стрелковых видов спорта | 9 | 2,7 |
- прочие спортивные сооружения | 101 | 30,5 |
Данные таблицы показывают, что большая часть сооружений -
это спортивные залы учебных заведений области, которые малодоступны для других групп населения в силу их специализации.
Плоскостные спортивные сооружения, занимающие 2-е место по распространенности, имеют климатические ограничения по эксплуатации.
И самое главное, имеющаяся сегодня в области база спорта требует ремонта, реконструкции, оснащения современным спортивным инвентарем и оборудованием, так как качество и количество спортивных сооружений в основном не соответствует современным требованиям. Необходимо строительство новых спортивных сооружений.
Важное значение для укрепления здоровья и занятий по интересам во внеурочное время имеет дальнейшее развитие учебно-тренировочных занятий в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки детско-юношеских спортивных школ.
В области работает 14 детско-юношеских и специализированных спортивных школ, в которых 21 видом спорта занимается 7502 учащихся.
Распределение спортсменов, занимающихся на этапах многолетней подготовки в спортивных школах области
Этап подготовки спортсменов | Численность, чел. | Удельный вес, % |
1. Спортивно-оздоровительный | 2079 | 27,7 |
2. Начальной подготовки | 2747 | 36,6 |
3. Учебно-тренировочный | 2508 | 33,5 |
4. Спортивного совершенствования | 143 | 1,9 |
5. Высшего спортивного мастерства | 25 | 0,3 |
Итого: | 7502 | 100,0 |
Из таблицы N 2 видно, что 64,3 процента спортсменов сосредоточено на этапах спортивно-оздоровительной и начальной подготовки (начальные этапы).
Высокий результат в спорте определяется двумя важнейшими факторами, которые в настоящее время являются предметом национальных интересов и контролируются всеми ведущими странами мира. К их числу относятся биологический потенциал, связанный прежде всего с генофондом нации, и поэтапная система многолетней подготовки спортсменов.
В связи с этим результативность выступлений на важнейших международных спортивных соревнованиях тесно связана с положением дел в детско-юношеском спорте: чем больше спортсменов на этапах многолетней подготовки, тем больше вероятность найти среди них талантливых, способных покорить спортивный Олимп.
Одной из важнейших характеристик состояния спорта в государстве является крутизна подъема к вершинам спортивного мастерства. В настоящее время на единицу максимального стартового состава сборных команд России в среднем приходится 7 спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства, 28 - на этапе спортивного совершенствования, 168 - на учебно-тренировочном этапе, 2000 спортсменов занимаются на начальных этапах спортивной подготовки. С точки зрения государственного подхода к управлению спортом высших достижений и подготовки программы развития спорта в Магаданской области важно понимать следующее: чтобы постоянно иметь одного члена стартового состава сборных команд России, необходимо обеспечивать условия для содержания всей спортивной пирамиды, а не только для подготовки одного отдельно взятого высококвалифицированного спортсмена.
В спортивных школах области работают 179 тренеров, в том числе 133 штатных, среди них четыре заслуженных тренера России; 37 имеют высшую тренерскую категорию, 39 - первую, 37 - вторую, то есть тренерский состав квалифицированный.
Однако уровень расходов обеспечения учебно-тренировочного процесса минимальный. Для развития отрасли важное значение имеет ее финансирование. Расходы на физическую культуру и спорт предусмотрены областным бюджетом. Однако бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере потребности как развития физической культуры, так и спорта высших достижений. Отсутствуют и инвесторы, готовые вкладывать средства в физическую культуру и спорт.
Необходимо, чтобы важной составной частью социально- экономической политики администрации Магаданской области стало дальнейшее развитие физической культуры и спорта в области, а основной целью деятельности в области физической культуры и спорта - эффективное использование возможностей отрасли в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения, достойное выступление магаданских спортсменов на региональных, всероссийских и международных соревнованиях.
В целях дальнейшей реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта на территории Магаданской области и разработана областная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Магаданской области" на 2005-2007 годы".
Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферы проявляется в том, что физическая культура и спорт - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация, зрелище, коммуникация и т.д.
II. Цели и задачи Программы
Главные цели Программы - укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и физического развития, внедрение здорового образа жизни среди населения Магаданской области.
Основными задачами являются:
- обеспечение равных возможностей жителям области для занятий физической культурой и спортом;
- улучшение качества процесса физического воспитания населения, особенно среди детей и молодежи;