1.1. Общие положения
Инновации - нововведения в области техники, технологий, организации труда, обучения и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.
Инновационная политика (стратегия развития) региона является достаточно весомым фактором повышения конкурентоспособности и устойчивости его экономики.
В настоящее время развитые страны переходят к качественно новому этапу социально-экономического развития, базирующегося на высокоэффективных национальных инновационных системах.
Большинство проведенных исследований свидетельствуют о наличии прямой зависимости между темпами экономического роста в регионе и объемом инвестиций в высокотехнологичные инновационные проекты и производства.
По оценкам независимых экспертов, на сегодняшний день промышленность России "выбрала" или "почти выбрала" все резервы экономического роста.
Ежегодный прирост валового внутреннего продукта в России в значительной степени достигается не ростом промышленного производства и не развитием предпринимательства, а в основном за счет положительного для России колебания цен на энергоресурсы (нефть, газ), сложившихся на мировых рынках.
По сути, Россия сегодня во многом производит "технологическую отсталость" и не способна в настоящее время выйти с конкурентоспособной продукцией на мировые рынки. Особенно актуально и значимо данное утверждение в преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО).
В преддверии вступления России в ВТО возникает необходимость в высокоэффективных проектах и научных разработках, особенно в сфере энерго- ресурсосберегающих технологий, импортозамещения и управления.
Способность государства эффективно использовать в практической деятельности достижения науки и технологий в решающей степени определяет динамику экономического развития и возможность интеграции в мировые экономические процессы.
Уже сегодня в экономически развитых странах мира большая часть прироста валового внутреннего продукта формируется за счет использования новых знаний и технологий, новых методов управления, воплощенных в реальных производимых товарах и реализуемых проектах.
Недостаточное развитие научно-технической и производственной сфер, проблемы правового и организационного порядка в охране и передаче прав интеллектуальной собственности, сертификации инновационной продукции и менеджмента являются основными факторами спада инновационной активности как в Российской Федерации, так и в Республике Марий Эл, и приводящими к невостребованности научно-технического потенциала прикладной науки и техники.
Совершенно очевидно, что с целью сохранения необходимых темпов роста экономики Республики Марий Эл на современном этапе необходимы, во-первых, повышение эффективности использования результатов интеллектуальной деятельности, во-вторых, финансовые вливания в высокотехнологичные отрасли и производства.
Вместе с тем отмечается, что внедрение и использование перспективных разработок и научных достижений по-прежнему остается на низком уровне. Одна из причин - отсутствие целостной инновационной политики и инновационной системы.
Необходима разработка государственной инновационной политики (стратегии развития) субъекта и формирование региональных структур, реализующих и систематизирующих данную стратегию.
Научно-техническая и инновационная политика Республики Марий Эл имеет своей целью развитие и эффективное использование научно-технического и производственного потенциала, а также материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемких технологий, содействие развитию банка инновационных проектов, продукции и технологий и, в конечном итоге, увеличение налогооблагаемой базы.
Создание эффективных механизмов мотиваций инновационной деятельности всех хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, привлечение средств частных инвесторов, кредитных организаций, малых предприятий, предпринимателей для реализации инновационных проектов является в настоящее время одной из приоритетных задач Правительства Республики Марий Эл.
Данные задачи также отражены в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
С целью реализации на территориальном уровне государственной инновационной политики необходимо, прежде всего, сформировать в регионе благоприятный предпринимательский и налоговый климат для осуществления НИОКР, а также сформировать государственный заказ на выполнение научно-изыскательских и иных работ посредством государственных целевых программ.
Сейчас перед Республикой Марий Эл, как и перед многими субъектами России, с целью преодоления негативных последствий экономического кризиса России последних лет стоит основополагающая задача перехода от "догоняющего" к "опережающему" темпу развития экономики и выработки инновационно-инвестиционной стратегии (инновационной политики), являющейся неотъемлемой частью социально-экономической стратегии развития Республики Марий Эл на среднесрочную перспективу.
Для так называемых "нересурсных" регионов, к числу которых относится и Республика Марий Эл, через программные методы необходимо и возможно определение отраслевых и территориальных "точек роста" привлечения инвестиционных ресурсов, создания "бизнес-площадок" (инвестиционных площадок) и инновационных центров, а также повышение инвестиционной привлекательности региона в целом и улучшение инвестиционного и инновационного климата в частности.
Одним из источников формирования в республике эффективной инфраструктуры поддержки и развития инновационной деятельности является развитие технопарков, бизнес-инкубаторов и инновационно-технических центров, в которых будет сосредоточена вся инфраструктура поддержки и развития инновационной деятельности региона.
Анализ и статистические наблюдения показывают, что наиболее динамичное развитие получают те регионы, где сформированы и эффективно функционируют такие системы поддержки инновационной деятельности, где проводится государственная политика содействия инновационному развитию.
В формируемую инновационную структуру также должны войти предприятия, организации, объединения, государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, научно-исследовательские институты и т.д., охватывающие полный цикл осуществления инновационной деятельности от генерации идей до их воплощения и реализации.
Примерами такой инновационной инфраструктуры, как уже отмечалось, являются инновационные центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы, консалтинговые и обучающие фирмы, центры содействия бизнесу и трансферта технологий и др.
Появление их рядом (или непосредственно внутри их) с предприятиями двойного назначения, государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, научно-исследовательскими институтами, иными научными учреждениями позволило бы обеспечить работой значительное количество невостребованных или востребованных не в полной мере высококвалифицированных специалистов и сократить их отток из республики.
Например, через технопарки возможно обеспечение "стартового капитала" и финансирование научных исследований и разработок, производство экспериментальных образцов и проведение их испытаний, содействие сертификации разрабатываемого продукта, а также проведение маркетинговых исследований спроса на разрабатываемый продукт и научные разработки.
Данные структуры призваны привлечь и аккумулировать финансовые средства, в том числе из внебюджетных источников, для приобретения современного научно-исследовательского оборудования, программного обеспечения и т.п.