Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 17 мая 2000 года З N 193-II


О статусе национального административно-территориального образования в местностях (территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)

(с изменениями на 4 ноября 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Республики Саха (Якутия) от 27 января 2005 года N 207-З N 419-III (в редакции
Закона Республики Саха (Якутия) от 27 января 2005 года N 207-З N 419-III)
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года N 28-З N 387-II (Якутские ведомости, 24.07.2002, Ил Тумэн, 26.07.2002);

Законом Республики Саха (Якутия) от 4 ноября 2004 года N 166-З N 339-III (Якутские ведомости, N 66, 30.11.2004).

____________________________________________________________________

     

Принят
постановлением
Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 17 мая 2000 года З N 194-II

Настоящий закон устанавливает правовые, экономические, финансовые основы административно-территориальных образований в местностях (территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), наделяемых статусом "национальный", порядок формирования и организации, полномочия, взаимодействие органов власти.

Глава I. Общие положения

     
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем законе


В настоящем законе применяются следующие основные понятия:

а) национальный улус - административно-территориальное образование в составе Республики Саха (Якутия), наделенное статусом "национальный" с целью защиты и сохранения среды обитания и права на традиционное природопользование, национальные промыслы и ремесла, возрождения национальной культуры и языка, удовлетворения духовных запросов и создания условий социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера (эвенов, эвенков, долган, юкагиров, чукчей) в местностях (территориях) их компактного проживания (пункт в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2004 года Законом Республики Саха (Якутия) от 4 ноября 2004 года N 166-З N 339-III, - см. предыдущую редакцию);

в) национальный кочевой совет - административно - территориальное образование в составе наслега, улуса, наделенное статусом "национальный", создаваемое волеизъявлением граждан, входящих в состав кочевых родовых общин коренных малочисленных народов Севера на территориях традиционного природопользования, переданных во владение государством, в целях обеспечения взаимодействия общин с государственной властью и их полномочными представителями на местах, сохранения и развития традиционного уклада жизни;

г) фольклорное право (разновидность обычного права) - правила поведения, обусловленные обычаями и традициями этнической общности, подлежащие неукоснительному исполнению и моральному воздействию в случае их нарушения.

Статья 2. Правовая основа регулирования национального административно-территориального образования


Правовой основой регулирования национального административно - территориального образования являются Конституция Республики Саха (Якутия), Конституция Российской Федерации, федеральные законы о защите прав коренных малочисленных народов, законы Республики Саха (Якутия) об административно-территориальном устройстве, о местном самоуправлении, правах коренных малочисленных народов Севера, международные правовые акты о праве народов на самоопределение, самоуправление и настоящий закон.

Статья 3. Сфера действия настоящего закона


Настоящий закон действует в пределах Республики Саха (Якутия) в местностях (территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера.

Статья 4. Цели и задачи настоящего закона

1. Целями настоящего закона являются:

а) обеспечение конституционного права граждан на этническую принадлежность, самобытные языки и культуру;

б) защита мест проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;

в) реализация свободы выбора форм управлений в соответствии с фольклорным правом и обеспечение органического сочетания этнических особенностей самоуправления коренных малочисленных народов Севера с государственной системой власти Республики Саха (Якутия).

2. Основными задачами настоящего закона являются:

а) выравнивание уровня жизни и социально-экономического развития населения, проживающего на данной территории;

б) обеспечение национального культурного и духовного возрождения коренных малочисленных народов Севера;

в) сохранение исконной среды проживания и традиционных отраслей хозяйствования, обуславливающих самобытный образ и уклад жизни, этнические особенности коренного населения улуса, наслега;

г) создание необходимых условий для развития сферы трудовой занятости населения без ущерба для окружающей среды и ее экологической безопасности.

Статья 5. Основные принципы образования национального улуса, наслега


Основными принципами образования национального улуса, наслега являются:

а) особый статус национального улуса, наслега, соответствующий задачам национального и социально-экономического возрождения и развития коренных малочисленных народов Севера;

б) добровольное волеизъявление граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего национального образования;

в) равноправие граждан, проживающих на территории национальных образований; недопущение какого бы ни было прямого или косвенного ограничения прав и свобод граждан, определенных Конституцией Республики Саха (Якутия), Конституцией Российской Федерацией;

г) законность;

д) разделение функций представительной и исполнительной власти;

е) подконтрольность и подотчетность населению;

ж) гласность и учет общественного мнения, прямое участие граждан в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений по вопросам общественной жизни;

з) сочетание общественной инициативы с государственной политикой и поддержкой.

Глава II. Порядок наделения административно-территориального образования статусом "национальный"

     
Статья 6. Порядок наделения административно-территориального образования статусом "национальный"

1. Основанием наделения административно-территориального образования статусом "национальный" является добровольное волеизъявление граждан, постоянно проживающих на данной территории, выраженное в форме местного референдума либо схода (собрания) граждан, обладающих активным избирательным правом.

2. Наделение административно-территориального образования статусом "национальный", определение его границ осуществляется Палатой Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по представлению Правительством Республики Саха (Якутия) следующих документов:

а) итогового документа местного референдума либо схода (собрания) граждан, принятого двумя третями голосов;

б) карты и описания границ территории с учетом естественных и исторических рубежей, основанных на этнографических материалах, согласованных с приграничными административно-территориальными образованиями;

в) решения улусного представительного органа власти;

г) представления Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия);

д) решения Правительства Республики Саха (Якутия).

3. Изменение границ национального административно-территориального образования, передача населенных пунктов другому административно-территориальному образованию, переименование, преобразование и упразднение осуществляются Палатой Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) с учетом волеизъявления граждан, постоянно проживающих на данной территории, и с согласия Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).

4. Наделение административно-территориального образования статусом "национальный" в пределах Республики Саха (Якутия) может быть в случае, если национальные группы коренных малочисленных народов, проживающие на этой территории, составляют не менее 30 процентов от числа населения соответствующей местности и при добровольном согласии граждан, выраженном большинством голосов проведенного референдума или схода (собрания).

5. Национальное административно-территориальное образование в составе Республики Саха (Якутия) имеет свою символику (эмблему, вымпел) в порядке, установленном его уставом.

6. Название государственных предприятий, учреждений на территории национального административно-территориального образования оформляется на государственных языках и на языке народа, определенном населением на референдуме или сходе (собрании).

Глава III. Права национального улуса, наслега

     
Статья 7. Права национального улуса, наслега


Органы власти национального улуса, наслега на своей территории имеют право:

а) владеть землей, водоемами, животным и растительным миром в порядке, предусмотренном федеральным законодательством (пункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2002 года Законом Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года N 28-З N 387-II, - см. предыдущую редакцию);

б) участвовать в осуществлении контроля за использованием земли, недр, водоемов, животного и растительного мира;

в) получать поддержку со стороны органов государственной власти для сохранения национальной самобытности, традиционного образа жизни и занятий, развития родного языка и национальной культуры средств массовой информации;

г) обращаться в органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, представляя этнические интересы;

д) создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на родном языке этноса, составляющего титульную основу улуса, наслега;

е) сохранять и обогащать историческое и культурное наследие;

ж) следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;

з) создавать образовательные, культурные и другие социальные учреждения для возрождения языка и культуры, самобытного образа жизни и традиционных видов трудовой деятельности;

и) участвовать через своих представителей в деятельности республиканских и международных неправительственных организаций;

к) поддерживать гуманитарные связи с родственными этническими группами других субъектов Российской Федерации и вне ее пределов;

л) иметь отдельную квоту в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), национальный наслег - в улусном Собрании депутатов согласно закону Республики Саха (Якутия) (пункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2002 года Законом Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года N 28-З N 387-II, - см. предыдущую редакцию).

Глава IV. Основные полномочия органов управления национального улуса, наслега

     
Статья 8. Полномочия органов управления национального улуса, наслега


К полномочиям органов управления национального улуса, наслега в области охраны окружающей среды относятся:

а) выдача разрешений специально уполномоченным государственным органом на хозяйственную деятельность, связанную с изучением, разведкой и разработкой природных ресурсов, на строительство промышленных и гражданских объектов, испытание любых видов техники и технологий, препаратов и материалов, на хранение различного рода отходов, включая космические, производится при согласии не менее двух третей населения соответствующего улуса, наслега (пункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2002 года Законом Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года N 28-З N 387-II, - см. предыдущую редакцию);

б) инициирование создания особо охраняемых природных территорий;

в) контроль за деятельностью предприятий, размещенных на территории национального улуса и связанных с использованием земель и природных ресурсов, влияющих на традиционное природопользование коренных малочисленных народов Севера, и представление материалов о нарушении законодательства в соответствующие государственные органы (пункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2002 года Законом Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года N 28-З N 387-II, - см. предыдущую редакцию);

г) комплектование природоохранных учреждений местными кадрами;

д) создание внебюджетных фондов для охраны окружающей среды;

е) пункт исключен с 24 июля 2002 года Законом Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года N 28-З N 387-II, - см. предыдущую редакцию;

____________________________________________________________________

Пункт "ж" предыдущей редакции с 24 июля 2002 года считается пунктом "е"  настоящей редакции - Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года N 28-З N 387-II.

____________________________________________________________________         

е) формирование программы охраны природы.

2. К полномочиям органов управления национального улуса, наслега в области землепользования, лесного хозяйства, использования недр, водоемов животного и растительного мира относятся:

а) выдача разрешений специально уполномоченным государственным органом на владение, пользование, аренду земли, водоемов, леса, сельскохозяйственных угодий, оленьих пастбищ, охотничьих и рыбопромысловых угодий гражданам, крестьянским хозяйствам, кочевым родовым общинам, агропромышленным государственным и кооперативным предприятиям, коммерческим структурам, которая производится с согласия населения соответствующей территории;

б) осуществление контроля за надлежащим использованием земли, недр, водоемов, животного и растительного мира и принятие мер по привлечению к ответственности в случаях нарушения действующего законодательства;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»