ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
от 17 мая 2000 года З N 193-II
О статусе национального административно-территориального образования в местностях (территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)
(с изменениями на 4 ноября 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Республики Саха (Якутия) от 27 января 2005 года N 207-З N 419-III (в редакции
Закона Республики Саха (Якутия) от 27 января 2005 года N 207-З N 419-III)
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года N 28-З N 387-II (Якутские ведомости, 24.07.2002, Ил Тумэн, 26.07.2002);
Законом Республики Саха (Якутия) от 4 ноября 2004 года N 166-З N 339-III (Якутские ведомости, N 66, 30.11.2004).
____________________________________________________________________
Принят
постановлением
Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 17 мая 2000 года З N 194-II
Настоящий закон устанавливает правовые, экономические, финансовые основы административно-территориальных образований в местностях (территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), наделяемых статусом "национальный", порядок формирования и организации, полномочия, взаимодействие органов власти.
В настоящем законе применяются следующие основные понятия:
а) национальный улус - административно-территориальное образование в составе Республики Саха (Якутия), наделенное статусом "национальный" с целью защиты и сохранения среды обитания и права на традиционное природопользование, национальные промыслы и ремесла, возрождения национальной культуры и языка, удовлетворения духовных запросов и создания условий социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера (эвенов, эвенков, долган, юкагиров, чукчей) в местностях (территориях) их компактного проживания (пункт в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2004 года Законом Республики Саха (Якутия) от 4 ноября 2004 года N 166-З N 339-III, - см. предыдущую редакцию);
в) национальный кочевой совет - административно - территориальное образование в составе наслега, улуса, наделенное статусом "национальный", создаваемое волеизъявлением граждан, входящих в состав кочевых родовых общин коренных малочисленных народов Севера на территориях традиционного природопользования, переданных во владение государством, в целях обеспечения взаимодействия общин с государственной властью и их полномочными представителями на местах, сохранения и развития традиционного уклада жизни;
г) фольклорное право (разновидность обычного права) - правила поведения, обусловленные обычаями и традициями этнической общности, подлежащие неукоснительному исполнению и моральному воздействию в случае их нарушения.
Правовой основой регулирования национального административно - территориального образования являются Конституция Республики Саха (Якутия), Конституция Российской Федерации, федеральные законы о защите прав коренных малочисленных народов, законы Республики Саха (Якутия) об административно-территориальном устройстве, о местном самоуправлении, правах коренных малочисленных народов Севера, международные правовые акты о праве народов на самоопределение, самоуправление и настоящий закон.
Настоящий закон действует в пределах Республики Саха (Якутия) в местностях (территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера.
1. Целями настоящего закона являются:
а) обеспечение конституционного права граждан на этническую принадлежность, самобытные языки и культуру;
б) защита мест проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
в) реализация свободы выбора форм управлений в соответствии с фольклорным правом и обеспечение органического сочетания этнических особенностей самоуправления коренных малочисленных народов Севера с государственной системой власти Республики Саха (Якутия).
2. Основными задачами настоящего закона являются:
а) выравнивание уровня жизни и социально-экономического развития населения, проживающего на данной территории;
б) обеспечение национального культурного и духовного возрождения коренных малочисленных народов Севера;
в) сохранение исконной среды проживания и традиционных отраслей хозяйствования, обуславливающих самобытный образ и уклад жизни, этнические особенности коренного населения улуса, наслега;
г) создание необходимых условий для развития сферы трудовой занятости населения без ущерба для окружающей среды и ее экологической безопасности.
Основными принципами образования национального улуса, наслега являются:
а) особый статус национального улуса, наслега, соответствующий задачам национального и социально-экономического возрождения и развития коренных малочисленных народов Севера;
б) добровольное волеизъявление граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего национального образования;
в) равноправие граждан, проживающих на территории национальных образований; недопущение какого бы ни было прямого или косвенного ограничения прав и свобод граждан, определенных Конституцией Республики Саха (Якутия), Конституцией Российской Федерацией;
г) законность;
д) разделение функций представительной и исполнительной власти;
е) подконтрольность и подотчетность населению;
ж) гласность и учет общественного мнения, прямое участие граждан в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений по вопросам общественной жизни;
з) сочетание общественной инициативы с государственной политикой и поддержкой.
1. Основанием наделения административно-территориального образования статусом "национальный" является добровольное волеизъявление граждан, постоянно проживающих на данной территории, выраженное в форме местного референдума либо схода (собрания) граждан, обладающих активным избирательным правом.
2. Наделение административно-территориального образования статусом "национальный", определение его границ осуществляется Палатой Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по представлению Правительством Республики Саха (Якутия) следующих документов:
а) итогового документа местного референдума либо схода (собрания) граждан, принятого двумя третями голосов;
б) карты и описания границ территории с учетом естественных и исторических рубежей, основанных на этнографических материалах, согласованных с приграничными административно-территориальными образованиями;
в) решения улусного представительного органа власти;
г) представления Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия);
д) решения Правительства Республики Саха (Якутия).
3. Изменение границ национального административно-территориального образования, передача населенных пунктов другому административно-территориальному образованию, переименование, преобразование и упразднение осуществляются Палатой Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) с учетом волеизъявления граждан, постоянно проживающих на данной территории, и с согласия Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).
4. Наделение административно-территориального образования статусом "национальный" в пределах Республики Саха (Якутия) может быть в случае, если национальные группы коренных малочисленных народов, проживающие на этой территории, составляют не менее 30 процентов от числа населения соответствующей местности и при добровольном согласии граждан, выраженном большинством голосов проведенного референдума или схода (собрания).
5. Национальное административно-территориальное образование в составе Республики Саха (Якутия) имеет свою символику (эмблему, вымпел) в порядке, установленном его уставом.
6. Название государственных предприятий, учреждений на территории национального административно-территориального образования оформляется на государственных языках и на языке народа, определенном населением на референдуме или сходе (собрании).
Органы власти национального улуса, наслега на своей территории имеют право:
а) владеть землей, водоемами, животным и растительным миром в порядке, предусмотренном федеральным законодательством (пункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2002 года Законом Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года N 28-З N 387-II, - см. предыдущую редакцию);
б) участвовать в осуществлении контроля за использованием земли, недр, водоемов, животного и растительного мира;
в) получать поддержку со стороны органов государственной власти для сохранения национальной самобытности, традиционного образа жизни и занятий, развития родного языка и национальной культуры средств массовой информации;
г) обращаться в органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, представляя этнические интересы;
д) создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на родном языке этноса, составляющего титульную основу улуса, наслега;
е) сохранять и обогащать историческое и культурное наследие;
ж) следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;
з) создавать образовательные, культурные и другие социальные учреждения для возрождения языка и культуры, самобытного образа жизни и традиционных видов трудовой деятельности;
и) участвовать через своих представителей в деятельности республиканских и международных неправительственных организаций;
к) поддерживать гуманитарные связи с родственными этническими группами других субъектов Российской Федерации и вне ее пределов;
л) иметь отдельную квоту в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), национальный наслег - в улусном Собрании депутатов согласно закону Республики Саха (Якутия) (пункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2002 года Законом Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года N 28-З N 387-II, - см. предыдущую редакцию).
К полномочиям органов управления национального улуса, наслега в области охраны окружающей среды относятся:
а) выдача разрешений специально уполномоченным государственным органом на хозяйственную деятельность, связанную с изучением, разведкой и разработкой природных ресурсов, на строительство промышленных и гражданских объектов, испытание любых видов техники и технологий, препаратов и материалов, на хранение различного рода отходов, включая космические, производится при согласии не менее двух третей населения соответствующего улуса, наслега (пункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2002 года Законом Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года N 28-З N 387-II, - см. предыдущую редакцию);
б) инициирование создания особо охраняемых природных территорий;
в) контроль за деятельностью предприятий, размещенных на территории национального улуса и связанных с использованием земель и природных ресурсов, влияющих на традиционное природопользование коренных малочисленных народов Севера, и представление материалов о нарушении законодательства в соответствующие государственные органы (пункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2002 года Законом Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года N 28-З N 387-II, - см. предыдущую редакцию);
г) комплектование природоохранных учреждений местными кадрами;
д) создание внебюджетных фондов для охраны окружающей среды;
е) пункт исключен с 24 июля 2002 года Законом Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года N 28-З N 387-II, - см. предыдущую редакцию;
____________________________________________________________________
Пункт "ж" предыдущей редакции с 24 июля 2002 года считается пунктом "е" настоящей редакции - Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года N 28-З N 387-II.
____________________________________________________________________
е) формирование программы охраны природы.
2. К полномочиям органов управления национального улуса, наслега в области землепользования, лесного хозяйства, использования недр, водоемов животного и растительного мира относятся:
а) выдача разрешений специально уполномоченным государственным органом на владение, пользование, аренду земли, водоемов, леса, сельскохозяйственных угодий, оленьих пастбищ, охотничьих и рыбопромысловых угодий гражданам, крестьянским хозяйствам, кочевым родовым общинам, агропромышленным государственным и кооперативным предприятиям, коммерческим структурам, которая производится с согласия населения соответствующей территории;
б) осуществление контроля за надлежащим использованием земли, недр, водоемов, животного и растительного мира и принятие мер по привлечению к ответственности в случаях нарушения действующего законодательства;