При создании функциональных блоков ТИС в целях снижения затрат целесообразно производить оптовые закупки компьютерного оборудования и общего программного обеспечения, что также обеспечит единую номенклатуру оборудования, совместимость средств информатизации в рамках ТИС и централизованное гарантийное обслуживание. В составе Программы предусмотрено соответствующее мероприятие.
При этом следует принять во внимание высокую динамичность изменений технических и потребительских свойств информационно-коммуникационных технологий и средств их реализации. Как показывает мировой опыт, уже в настоящее время срок смены поколений средств информатизации - аппаратных и программных - не более 3-4 лет.
При совершенствовании и модернизации технических средств и программного обеспечения существующих информационных систем органов управления Республики Саха (Якутия) также экономически целесообразно осуществлять в централизованном порядке для большого числа рабочих мест. Экономия на масштабе закупок типового технического и системного программного обеспечения позволит более рационально расходовать финансовые ресурсы бюджета республики, выделяемые на приобретение и гарантийное обслуживание технических средств информатизации, на сопровождение программных средств, повысить качество приобретаемых технических средств. С вводом в эксплуатацию подсистем ТИС и завершением гарантийных периодов их сопровождения разработчиками программного обеспечения возрастают затраты на подготовку соответствующих специалистов в республике и на послегарантийное сопровождение систем (замену оборудования, обновление общего программного обеспечения, модернизацию специального программного обеспечения).
Развитие прикладного программного обеспечения (ПО) функциональных комплексов ТИС необходимо осуществлять в направлении повышения соответствия функциональных и эксплуатационных характеристик ПО задачам управления, создания типового прикладного ПО, обеспечивающего комплексную автоматизацию функциональных процессов управления в республике.
Разрабатываемые технологии проектирования прикладного ПО должны легко осваиваться специалистами заказчика и иметь инструментарий проектирования, поддерживающий принятые общесистемные стандарты и обеспечивающий возможность функционального наращивания решаемых задач органов управления и взаимодействия узлов ТИС, работающих на разных программно-технических платформах.
Для практической оценки соответствия поставляемых систем и программных продуктов принятым стандартам, в учреждении, ответственном за информатизацию (ГУ РИКА), необходимо создать "эталонный стенд", на котором должны быть проинсталлированы все программные продукты, используемые в органах государственной власти республики.
Для обеспечения унификации, информационной безопасности, снижения стоимости владения ресурсами необходимо осуществить переход к использованию в республиканских информационных системах типового сертифицированного ПО, преимущественно бесплатно распространяемого, отечественной разработки.
Приоритетным направлением считать использование системного, офисного и прикладного программного обеспечения, разработанного на основе открытого исходного кода:
Тиражирование стандартных средств, основанных на свободно распространяемом и бесплатном программном обеспечении, принятом к использованию в органах власти и территориальных подразделениях.
Локализация и поддержка свободно распространяемого и бесплатного ПО, принятого в качестве стандартного для систем.
Требуется обеспечить разработку и применение в соответствии с выбранными стандартами механизмы интеграции:
программных интерфейсов взаимодействия между приложениями;
программных интерфейсов взаимодействия между приложениями и средой, в которой они функционируют;
программных интерфейсов и протоколов взаимодействия между системными программными средствами промежуточного слоя;
программных и аппаратных интерфейсов взаимодействия между разными платформами, на которых реализованы и функционируют приложения, в гетерогенной сетевой среде;
финансирование мероприятий по Программе в приложении N 4.