Недействующий

О республиканской целевой программе "Электронная Якутия до 2010 года" (утратило силу на основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 08.06.2007 N 241)

4.2.5. Нормативные правовые, нормативно-технические документы и стандарты, регулирующие деятельность в сфере информатизации


В настоящее время информационное законодательство Российской Федерации находится в стадии становления и формируется на основе разработки и принятия федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения, непосредственно касающиеся сферы информатизации - порядка создания, сбора, хранения, обработки и передачи информации; отношений владения и распоряжения информационными ресурсами и конкретных субъектов права; отношения по созданию рынка информационных ресурсов и предоставлению информационных услуг и т.п.

В законодательстве об информатизации представлены различные виды федеральных законов: базовые или системообразующие законы; законы, регулирующие информационные отношения субъектов в сферах создания и использования отдельных видов информационных продуктов или в отдельных составляющих информационного производства (видовые законы) и законы, регулирующие информационные отношения в отдельных сферах жизни общества (отраслевые законы); законы субъектов Российской Федерации, развивающие нормы федеральных законов применительно к местным условиям.

Основой законодательства о формировании и использовании информационных ресурсов является базовый Федеральный закон от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", в котором регламентированы важнейшие нормы в сфере информатизации, формирования, использования и защиты информационных ресурсов

В другом базовом Федеральном законе от 04.07.96 N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" определены права субъектов общества на свободный вывоз из Российской Федерации информационных продуктов, доступ к которым не ограничен законами, а также на свободный ввоз и на неограниченное распространение в Российской Федерации информационных продуктов, распространение которых не ограничивается законами.

В Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, ответственные за формирование своей части информационных ресурсов с доступом, не ограниченным законом, обязаны обеспечить доступ каждому к этим ресурсам. В законе установлен перечень видов информационных ресурсов, доступ к которым запрещается ограничивать.

В настоящее время субъекты Российской Федерации законодательно регулируют отношения в сфере создания и использования информационных ресурсов, информационного обслуживания государственных органов и органов местного самоуправления на основе привязки к региональным и местным условиям основных базовых и видовых федеральных законов. Все неувязки и нестыковки этих законов, их неоднозначное толкование и противоречивость в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях усиливаются и многократно проявляются. Большинство субъектов Российской Федерации приняли законы или об информатизации, или о создании и использовании региональных информационных ресурсов.

Разработка нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям:

законы, развивающие положения федеральных законов;

законы об информационном взаимодействии органов управления на региональном и муниципальном уровне в отсутствие федеральных законов;

протоколы и договоры об информационном взаимодействии.

Как правило, законы субъектов Российской Федерации в сфере информатизации базируются на положениях базового Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации", развивая их с учетом потребностей соответствующей территории.

В настоящее время в 40 субъектах Российской Федерации приняты законы об обязательном экземпляре документов, призванные обеспечить пополнение информационных ресурсов изданиями органов печати субъектов Федерации и около 20 субъектов Российской Федерации приняли законы, касающиеся информатизации, формирования информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, информационного обеспечения органов власти и информационного обмена (по данным анализа существующей нормативной правовой базы информатизации регионов, проведенном ВНИИ ПВТИ).

Перечень необходимых нормативных правовых документов, рекомендуемых ВНИИ ПВТИ для поддержки процесса информатизации в регионах России и применительно к Республике Саха (Якутия), можно сгруппировать следующим образом:

Документы общего характера (концепция информатизации, о создании организационной структуры информатизации).

Нормативные организационно-правовые и нормативно-технические документы, регламентирующие создание функциональных отраслевых блоков и их интеграции с Информационным центром при Президенте Республики Саха (Якутия) в соответствии с данной Программой.

Нормативные правовые и нормативно-технические документы по созданию и использованию территориальных информационных ресурсов ТИС.

Нормативные правовые и нормативно-технические документы по созданию и развитию программно-технического и телекоммуникационного обеспечения ТИС.

Нормативно-технические документы по созданию ГИС и цифровой топоосновы различных тематических карт и кадастров, их актуализации.

Нормативные правовые и нормативно-технические документы по созданию организационно-экономической среды ТИС.

Перечень нормативных правовых документов, которые необходимо разработать и принять, приводится в приложении N 2.

Общесистемное обеспечение создания ТИС требует разработать (или выбрать из числа существующих) стандарты представления данных и метаданных информационных ресурсов, предоставляемых в общее пользование.

При этом разработке (или выбору из числа имеющихся) подлежат:

стандарты архитектуры информационных систем;

стандарты электронного обмена данными между системами;

стандарты метаописаний информационных объектов;

стандарты услуг телекоммуникационной инфраструктуры;

стандарты описания моделей предметных областей;

стандарты информационно-логической модели представления данных;