ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2004 года N 438
О республиканской целевой программе "Электронная Якутия до 2010 года"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Республики Саха (Якутия)
от 8 июня 2007 года N 241
____________________________________________________________________
В целях повышения эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Республики Саха (Якутия) за счет внедрения информационно-телекоммуникационных технологий, Правительство Республики Саха (Якутия)
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу Республики Саха (Якутия) "Электронная Якутия до 2010 года" (далее именуется - Программа).
2. Определить:
2.1. Государственным заказчиком-координатором Программы Министерство экономического развития Республики Саха (Ефимов В.П.).
2.2. Государственным заказчиком Программы Государственное учреждение "Республиканское информационно-консалтинговое агентство" при Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) (Бравин А.Д.).
3. Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) (Ефимов В.П.) и Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Березкин Э.Б.) предусматривать выделение средств для реализации Программы при разработке прогнозов социально-экономического развития и проектов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2006 год и последующие годы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Саха (Якутия)
Г.Алексеев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 22 сентября 2004 года N 438
Республиканская целевая программа
"Электронная Якутия до 2010 года"
Наименование Программы | Республиканская целевая программа Республики Саха (Якутия) "Электронная Якутия до 2010 года" |
Дата принятия решения о разработке Программы | Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 11.01.2001 N 1311, постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.01.2001 N 25, постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 июля 2002 года N 361, Решения Координационного совета при Президенте РС(Я) по информатизации и защите информации от 1 июня 2004 года |
Государственный заказчик - координатор | Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) |
Государственный заказчик | Государственное учреждение "Республиканское информационно-консалтинговое агентство" при Администрации Президента и Правительства РС(Я) |
Основные разработчики Программы | Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия), Государственное учреждение "Республиканское информационно-консалтинговое агентство" при Администрации Президента и Правительства РС(Я) |
Цель и задачи Программы | Цель Программы: |
Сроки и этапы реализации Программы | 2006-2010 годы: |
Перечень основных мероприятий | Развитие функциональной подсистемы ТИС |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий | Организации, определяемые на конкурсной основе в порядке, установленном федеральным и республиканским законодательством |
Объемы и источники финансирования | Всего за счет бюджета Республики Саха (Якутия) до 2010 года: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Укрепление вертикали власти за счет создания территориальной (республиканской) инфраструктуры информационного взаимодействия органов государственной и муниципальной власти Республики Саха (Якутия) на всех уровнях управления; |
Система организации контроля за исполнением Программы | Государственный заказчик-координатор, государственный заказчик в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). |
Сегодня значимость и актуальность информатизации деятельности органов государственного и муниципального управления в Российской Федерации и ее регионах подтверждается принятием федеральной целевой программы (далее ФЦП) "Электронная Россия на 2002-2010 годы".
Основными направлениями государственной политики информатизации в стране являются формирование единого информационного пространства России и входящих в нее регионов, повышение эффективности использования государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития страны и отдельных регионов.
Единое информационное пространство страны включает информационные ресурсы, системы и сети, создаваемые государством и обществом. Эти информационные ресурсы должны быть доступны органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления, хозяйствующим субъектам и гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данное положение особенно важно в отношении информационных ресурсов органов управления федерального, регионального и муниципального уровней, являющихся основными производителями и потребителями государственных информационных ресурсов, качество и доступность которых влияют на эффективность принимаемых управленческих решений.
Информационные ресурсы для органов государственной власти создаются с целью идентификации состояния социально-экономических, научно-технических и общественно-политических процессов и явлений, обеспечения потенциальной возможности использования их для выработки рекомендаций по принятию решений. Достижение указанной цели невозможно без решения проблемы интеграции информационных ресурсов, обеспечения информационной совместимости автоматизированных информационных систем (далее АИС), содержащих государственные информационные ресурсы, их информационного взаимодействия. Для этого требуется создание такой информационной инфраструктуры, которая включала бы не только современные средства хранения и обработки данных и знаний, но также и средства их описания, представления и доступа, сформированные на основе принципов открытых систем.
Между тем, на протяжении последнего десятилетия, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях создавались и продолжают создаваться локальные и замкнутые АИС, не ориентированные на взаимодействие в автоматизированном режиме. Каждая из таких АИС использует, как правило, свою систему описания и представления данных, что приводит к невозможности их комплексного использования и сложностям при организации информационного обмена между АИС.
Для решения проблемы информационной совместимости АИС предполагается разработка унифицированного описания и представления данных, которые являются общими для многих АИС.
В 2005 году завершаются мероприятия, утвержденные республиканской целевой программой "Развитие информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения в Республике Саха (Якутия) до 2005 года". Принятие новой редакции Программы диктуется необходимостью завершения построения территориальной информационной системы органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и создания условий для перехода к внедрению ИТ-технологий, обеспечивающих деятельность "Электронного правительства".
Основной целью информатизации Республики Саха (Якутия) является создание и обеспечение функционирования на территории республики единого информационного пространства, как составной части информационного пространства Российской Федерации, обеспечивающего повышение эффективности функционирования социальных, экономических и управляющих структур, а также реализацию конституционных прав граждан на удовлетворение информационных потребностей.
Новая редакция РЦП "Электронная Якутия до 2010 года" направлена на координацию действий органов государственной власти всех уровней в области развития и массового распространения ИКТ в экономике и государственном управлении, в т.ч. при реализации других республиканских и отраслевых программ в части исполнения мероприятий в сфере информатизации. В рамках Программы определяются концептуальные направления развития информатизации в республике, включая основные принципы, общие стандарты и типовые решения по реализации различных проектов в области информатизации, финансируемых из республиканского бюджета.
Основные мероприятия Программы направлены на создание республиканской инфраструктуры информатизации, включающей автоматизированные информационные системы органов управления, системы телекоммуникаций, государственные информационные ресурсы и нормативно-правовые акты по организационному, финансовому, кадровому обеспечению процесса информатизации органов государственной власти.
В ходе реализации программы будет сформирована система межведомственной координации деятельности органов государственной власти всех уровней в области развития и массового распространения информационных технологий, разработаны меры по координации и оптимизации государственных расходов в этой области.
Внедрение современных информационных технологий в организацию работы министерств и ведомств республики, а также муниципальных органов управления позволит сократить издержки на управление, в том числе и за счет высвобождения части технического персонала. Целевым индикатором информатизации работы органов управления может выступить доля безбумажного документооборота в общем документопотоке внутри органов государственной власти и между ними как по вертикали, так и по горизонтали.
Реализация Программы обеспечит системное решение организационных задач и эффективное нормативное правовое регулирование в сфере информатизации, переход государственного управления на электронный документооборот, подключение к телекоммуникационным сетям и открытый доступ к государственным информационным ресурсам (несекретной информации), находящейся в собственности государства, для органов местного самоуправления, бюджетных организаций в области науки, образования, здравоохранения, культуры. Будет создана система профессиональной переподготовки и обучения специалистов информатизации, государственных служащих - новым информационным технологиям управления.
В современном обществе все более возрастает роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Именно успехи в этом направлении в значительной мере предопределили экономический рост и влияние, достигнутое Соединенными Штатами и странами Европейского Союза в 90-е годы прошлого века. По существующим прогнозам, уже через 5-10 лет сфера ИКТ будет занимать до 40% ВВП развитых стран. Например, объем мирового рынка информационных технологий и коммуникаций в 2001 году составил около $120 млрд., в то время как, например, рынок вооружений за тот же период не превысил $30 млрд.
В России серьезным шагом, свидетельствующим о повышенном внимании государства к процессу информатизации и подъему индустрии ИКТ стало утверждение и реализация Правительством РФ двух федеральных программ: "Электронная Россия" и "Реформирование государственной службы РФ (2003-2005)", также предусматривающей самостоятельный подраздел в сфере внедрения новых информационных технологий в государственную службу на федеральном и региональном уровнях.
Головной институт Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации ВНИИ проблем вычислительной техники и информатизации (ВНИИ ПВТИ) ежегодно проводит мониторинг состояния информатизации по России. Итоги мониторинга показывают, что все больше руководителей регионов с каждым годом оценивают важность и необходимость информатизации как важного и эффективного средства ускорения социально-экономического развития региона, повышения эффективности управления регионом. По размеру финансирования целевых программ информатизации среди регионов России на душу населения Республика Саха (Якутия) по итогам 2002 года вышла на третье место, уступив только городам Москва и Санкт-Петербург, а по итогам 2003 года - на второе, в конкурсе "Электронной России" по номинации "Лучший регион в сфере ИКТ".
Информатизация в Республике Саха (Якутия) в целом призвана обеспечить единое информационное пространство на территории республики для доступа всех органов управления, юридических лиц и граждан к государственным информационным ресурсам и любой открытой информации по республике и России. На сегодня органами управления, крупными хозяйствующими субъектами и коммерческими структурами в сфере ИКТ создаются различные информационные системы для информационно-справочного и аналитического обеспечения органов государственной власти (федеральных, республиканских) и местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан.
Эти системы различаются по составу функциональных компонентов, но имеют много общего на уровне инфраструктурных компонентов (информационные и коммуникационные ресурсы). Отсутствие координации процесса информатизации при создании инфраструктурных компонентов приводит к тому, что нередко параллельно создаются телекоммуникационные системы, информационные базы, зачастую дублирующие друг друга, на их формирование затрачиваются усилия и средства, многократно превышающие оптимальные. По мере создания таких систем и информационных ресурсов в государственных и корпоративных структурах, возникает угроза их последующей технологической и технической несовместимости в ходе построения территориально распределенных межведомственных систем и подсистем. Для обеспечения совместимости, а также минимизации капитальных затрат на создание и эксплуатацию вышеназванных систем, необходима координация и централизация работ, выполняемых в сфере информатизации всеми субъектами информационных отношений в Республике Саха (Якутия) на основе нормативно-правового регулирования прав, обязанностей и ответственности.
В связи с необходимостью государственного регулирования процесса информатизации на территории республики Правительство Республики Саха (Якутия) приняло своим постановлением от 21.08.2001 N 430 республиканскую целевую программу информатизации "Развитие информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения в Республике Саха (Якутия) до 2005 года" и определило государственным заказчиком ГУ "Республиканское информационно-консалтинговое агентство". Основной целью Программы являлось создание на основе новейших ИКТ единой республиканской информационной системы органов исполнительной власти, обеспечивающей формирование и интеграцию информационных ресурсов, необходимых для управления социально-экономическим развитием Республики Саха (Якутия).
За период с августа 2001 года по июль 2004 года ГУ РИКА были реализованы следующие плановые мероприятия по Программе и в сфере информатизации:
1. Разработана и введена в промышленную эксплуатацию в Министерстве экономического развития Республики Саха (Якутия) "Информационно-аналитическая система мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)".
2. Создан "Информационный центр при Президенте Республики Саха (Якутия)", обеспечивающий информационно-аналитическую поддержку принятия решений высших должностных лиц по обеспечению в республике экономической безопасности и общественно-политической стабильности.
3. Сдана в промышленную эксплуатацию информационно-телекоммуникационная система казначейского исполнения бюджета по Мегино-Кангаласскому улусу и Администрации МО "Мегино-Кангаласский улус".
4. Создаются системы: Электронного документооборота; Казначейского исполнения республиканского бюджета Республики Саха (Якутия); Централизованного хранилища данных показателей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия); Государственных закупок и другие.
5. Для формирования единого геоинформационного пространства республики разработана "Концепция развития геоинформационных технологий и систем в Республике Саха (Якутия)".
6. С 1993 по 2004 год нормативно-правовая база информатизации представлена 70 актами Президента, Вице-президента и Правительства Республики Саха (Якутия);
19 из которых изданы в 2001-2003 годах; разработаны проект республиканского Закона "Об информационных ресурсах и информатизации Республики Саха (Якутия)" и проект поправок к республиканскому Закону "Об обязательном экземпляре документов". Полный перечень принятых нормативных правовых актов приведен в приложении N 1.
7. Создан Координационный совет при Президенте Республики Саха (Якутия) по информатизации и защите информации с двумя комиссиями: Комиссия по информатизации и Техническая комиссия по защите информации от иностранных технических разведок и от утечки по техническим каналам. Подготовка и организация работы Координационного совета при Президенте Республики Саха (Якутия) по информатизации и защите информации и Комиссии по информатизации осуществляется ГУ РИКА при Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия).
8. Проведена работа по повышению квалификации и переподготовке специалистов в сфере информатизации, в том числе:
16 специалистов закончили двухгодичные курсы переподготовки по специализации "Информационные технологии в управлении" при Институте управления при Президенте Республики Саха (Якутия);
8 специалистов прошли обучение на курсах повышения квалификации по ГИС-технологиям, проведенным в феврале 2003 года в Якутске фирмой "Дата-Ист" (Новосибирск);
12 начальников отделов по информатизации республиканских органов власти прошли обучение в 2003 году на курсах Института повышения квалификации РАГС при Президенте РФ (г.Москва);
8 специалистов муниципальных образований и министерств, имеющих подразделения в улусах, прошли обучение в 2004 году на курсах по муниципальной информатизации при Учебном центре Московской области и ВНИИ проблем вычислительной техники и информатизации;
проведена учеба на сертифицированных курсах фирмы "Ай-Ти" пяти администраторов министерств для сопровождения информационных систем на СУБД ORACLE;
организовано 3 семинара по информатизации для специалистов органов государственной власти в сфере ИКТ;
специалисты министерств и ведомств постоянно проводят занятия по спецкурсам в сфере информатизации в Институте управления при Президенте РС(Я), ЯГУ, ЯГИТИ.
9. В 2003 и 2004 годах приняли участие во Всероссийском конкурсе "Лучший регион в сфере ИКТ", проведенном в рамках ФЦП "Электронная Россия до 2010 года". По результатам этого конкурса в 2003 году республика заняла третье место среди регионов России в подноминации "ИКТ в образовании" (номинация "Использование ИКТ для развития региона"), в 2004 году второе место в номинации "Государственная поддержка информатизации".
10. Приняли участие в конкурсах региональных проектов, проведенных Министерством экономического развития РФ, по выбору регионов для опытной реализации проектов по мероприятиям ФЦП "Электронная Россия на 2002-2010 годы". По итогам конкурса Республика Саха (Якутия) признана опорной зоной реализации мероприятий N 42 и N 51 ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)". По итогам конкурса 2003 года республика совместно с МЭРТ РФ приступила к созданию системы поддержки принятия управленческих решений.
11. С 2002 года ежегодно проводится мониторинг и анализ состояния информатизации в органах государственной власти и учреждениях бюджетной сферы.