В соответствии с возложенными задачами, и в пределах своей компетенции, Департамент осуществляет следующие функции:
- в соответствии с законодательством осуществляет координацию деятельности органов управления муниципальных образований Чукотского автономного округа в областях социальной сферы;
- разрабатывает и вносит предложения в проект социально-экономического развития Чукотского автономного округа, в части реализации социальной политики, а также концепции развития областей социальной сферы;
- участвует в установленном порядке в разработке проектов Соглашений между Правительством Российской Федерации и Правительством Чукотского автономного округа, между Правительством Чукотского автономного округа и муниципальными образованиями Чукотского автономного округа по разграничению полномочий в социальной сфере, а также готовит проекты Соглашений о передаче осуществления части полномочий;
- обеспечивает государственную систему лицензирования, аккредитации и сертификации в образовательных, медицинских, фармацевтических видах деятельности, а также в области социального обслуживания;
- разрабатывает базу социально-технических нормативов и стандартов по вопросам деятельности Департамента;
- разрабатывает проекты нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Чукотского автономного округа по вопросам деятельности Департамента;
- вносит предложения к проекту окружного бюджета по вопросам деятельности Департамента;
- участвует в разработке и реализации окружной финансовой и инновационной политики по вопросам деятельности Департамента;
- анализирует использование финансовых средств, направленных на развитие областей социальной сферы;
- утверждает уставы (положения) подведомственных учреждений;
- утверждает сметы расходов, в установленном порядке финансирует подведомственные учреждения;
- утверждает балансы и отчеты финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений;
- организует контрольно-ревизионную работу и осуществляет внутриведомственный финансовый контроль подведомственных учреждений;
- осуществляет методическое обеспечение разработки муниципальных программ в областях социальной сферы;
- готовит и представляет ежегодные доклады о состоянии и перспективах развития процессов по вопросам деятельности Департамента для Губернатора и Правительства Чукотского автономного округа, Министерств и ведомств Российской Федерации;
- осуществляет координацию и контроль за деятельностью органов исполнительной власти Чукотского автономного округа, органов местного самоуправления, предприятий и организаций Чукотского автономного округа, независимо от форм собственности, физических лиц по получению, распределению и использованию международной гуманитарной и технической помощи, поступающей в Чукотский автономный округ;
- осуществляет внедрение современных информационных технологий в областях социальной сферы;
- осуществляет развитие сети учреждений государственной и муниципальных форм собственности в областях социальной сферы, их материально-техническое обеспечение;
- организует и координирует деятельность по подготовке, переподготовке, повышения квалификации и аттестации кадров для областей социальной сферы;
- рассматривает в установленном порядке предложения, заявления, жалобы по вопросам деятельности Департамента;
- принимает участие совместно с Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа в проверках соблюдения условий аренды и использования зданий, помещений и иных объектов окружной собственности, предназначенных для реализации социальной политики в областях социальной сферы;
- исполняет иные функции, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Чукотского автономного округа.