Недействующий

Об утверждении новой редакции республиканской целевой программы "Жилище" на 2004 2006 годы

План мероприятий по реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2006 годы (для граждан, уволенных с военной службы, сотрудников органов внутренних дел и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ по РС(Я))

N п/п

Содержание мероприятий

Тип документа, форма реализации

Сроки реализа-ции, годы

Ответственные и исполнители

1

Защита заявки в Министерстве экономического развития РФ для финансирования подпрограммы за счет средств Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты"

Бюджетная заявка

2004-2006

Министерство экономического развития РС(Я), Министерство строительства и промышленности строительных материалов РС(Я)

2

Составление списков граждан-получателей сертификатов

Решение комиссии органов местного самоуправления и военных комиссариатов

2004-2006

Органы местного самоуправления, военные комиссариаты

3

Утверждение списков граждан-получателей сертификатов

Решение рабочей группы при Правительстве РС(Я) по организации работы
 с государственными жилищными сертификатами

2004-2006

Рабочая группа при Правительстве РС(Я) по организации работы с государственными жилищными сертификатами, Министерство строительства и промышленности строительных материалов РС(Я)

4

Выдача жилищных сертификатов

Решение рабочей группы при Правительстве РС(Я) по организации работы
 с государственными жилищными сертификатами

2004-2006

Министерство строительства и промышленности строительных материалов РС(Я)

5

Погашение жилищных сертификатов

Решение Рабочей группы при Правительстве РС(Я) по организации работы
 с государственными жилищными сертификатами

2004-2006

Министерство финансов РФ, Министерство финансов РС(Я)

Подпрограмма "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы"

Развитие социальной сферы в большой степени зависит от наличия квалифицированных кадров в области здравоохранения, образования, культуры. Отсутствие жилья является главной причиной падения престижа работы в социальной сфере, текучести кадров.

Решение данного вопроса возможно путем проведения государственной политики, направленной на создание оптимальных условий жизнедеятельности работников данных сфер, и, не в последнюю очередь, обеспеченности их жильем.

Целевой группой реализации настоящей подпрограммы являются работники бюджетной сферы.

Реализация подпрограммы "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы" предполагает осуществление мероприятий, которые позволят оказать содействие работников бюджетной сферы улучшить свои жилищные условия через строительство или приобретение жилья на вторичном рынке.

Для реализации подпрограммы необходимо предусматривать в Государственном бюджете Республики Саха (Якутия), в бюджетах муниципальных образований средства на финансирование затрат на подготовку проектно-сметной документации, строительство наружных инженерных сетей, благоустройство, а также субсидирование процентных ставок привлеченных банковских кредитов.

В ближайшие годы предоставление квартир в строящихся домах планируется производить по схеме привлечения банковских кредитов с субсидированием процентных ставок за счет бюджетных средств. Данная схема была в экспериментальном порядке опробована в 2003 году при строительстве 26-квартирного жилого дома в 66 квартале г. Якутска и в полной мере оправдала себя. Расходы из бюджета при строительстве были сокращены в 2,75 раза. В 2004 году по схеме субсидирования процентных ставок строится 90 квартирных жилой дом для профессорско-преподавательского состава ЯГУ в 66 квартале города Якутска. В последующие годы количество строящихся квартир для работников бюджетной сферы планируется ежегодно увеличивать на 10%.

При работе механизма динамика изменения соотношения расходов бюджета при разных схемах в зависимости от срока кредитования приведена в приложении N 2. Как видно из представленного графика, наибольший эффект для бюджета достигается при наименьшем сроке кредитования и, соответственно, эффект теряется при увеличении срока кредитования.

Положительные стороны схемы субсидирования процентных ставок:

Относительное сокращение расходов с бюджета республики.

Стимулирование банков к переходу на долгосрочное кредитование физических лиц.

Финансовое оздоровление банковской системы.

Перелом стереотипов у населения относительно бесплатности или льготности предоставления жилья.

Отрицательные стороны схемы субсидирования процентных ставок:

Невыгодность увеличения срока кредитования с точки зрения государства, вследствие чего теряется привлекательность для основной массы населения, ужесточаются требования банков.

Субсидирование процентных ставок кредитов - это переходная модель государственной поддержки отдельных категорий граждан на фоне становления банковской системы ипотечного жилищного кредитования. На сегодняшний день не все банки готовы предоставлять долгосрочные кредиты на приобретение или строительство жилья для широкого слоя населения.

По опыту стран с развитым ипотечным жилищным кредитованием практика субсидирования процентных ставок банковских кредитов признана не перспективной в связи с невозможностью увеличения срока кредитования. Адресная помощь для категорий граждан, доходы которых не могут обеспечивать вступление в программу ипотечного жилищного кредитования, может быть выражена в виде субсидирования первоначального взноса стоимости жилья (в основном 30% от стоимости) или выплаты фиксированного размера субсидии в размере средней стоимости определенного количества квадратных метров благоустроенного жилья. В связи с этим планируется постепенный отказ от программы субсидирования процентных ставок с переходом на адресную помощь субсидиями по мере перехода банков на долгосрочное кредитование физических лиц на приобретение или строительство жилья. В таком случае последует сокращение расходов бюджета, в то же время снизится "жесткость" амортизации кредита для физического лица в связи с увеличением срока кредитования

Финансирование строительства жилья будет также осуществляться за счет средств получателей жилья посредством применения механизма накопительных жилищных вкладов. Названная система основана на аккумуляции денежных средств работников бюджетной сферы, желающих приобрести жилье; предоставления им долгосрочных кредитов на строительство или приобретение жилья.

Накопительный жилищный вклад - особый вид накопительного банковского вклада, средства которого имеют обязательный эквивалент в квадратных метрах строящегося жилья определённого типа и индексируются по утвержденной схеме. Выполнение условий по схеме накопительных жилищных вкладов даёт право владельцу вклада вселиться в дом (квартиру).

Основными источниками финансирования подпрограммы являются:

Кредиты банков.

Собственные средства работников бюджетной сферы, в том числе аккумулируемые посредством механизма накопительных жилищных вкладов через уполномоченные банки.

Привлечение внебюджетных инвестиций через осуществление выпуска ценных бумаг в 2005-2006 годах - жилищные сертификаты.

Средства республиканского и местного бюджетов, направляемые на субсидирование процентных ставок банковских кредитов, строительство инженерных сетей и коммуникаций.