Недействующий

Об утверждении новой редакции республиканской целевой программы "Жилище" на 2004 2006 годы

Введение

Каждая экономика может считаться эффективной лишь в той мере, в какой она способна в конкретных макроэкономических обстоятельствах обеспечить достижение базовых целей общества: высокого уровня жизни населения, гармоничных социальных отношений, устойчивой динамики развития. Уровень жизни населения определяется целым рядом факторов, среди которых обеспеченность качественным жильем является одним из самых важных. Таким образом, строительство жилья является одним из самых приоритетных направлений в развитии государства.

Данная Программа в основном ориентирована на обеспечение жильем работников бюджетной сферы. Направления жилищной политики основаны на федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы и республиканской целевой программе "Жилище" на 2003-2006 годы.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Динамика ввода жилья в Республике Саха (Якутия) с 1980 по 2003 год приведена в приложении N 1 к Программе. Как видно из таблицы, наибольший ввод жилья приходится на конец 80-х и начало 90-х годов. Это было обусловлено вводом в эксплуатацию и выходом на производительную мощность домостроительного комбината в г. Якутске, значительными государственными инвестициями в жилищное строительство и относительно благоприятной экономической ситуацией в целом по стране. С 1991 года по 1994 год наблюдается спад ввода жилья, но благодаря большому остаточному потенциалу строительного комплекса и наличию объектов незавершенного строительства с высоким процентом стройготовности, показатель ввода жилья оставался на достаточно высоком уровне.

Вторая волна увеличения ввода жилья приходится на 1994-1995 годы. Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 436 "О государственной национальной политике жилищного строительства в Республике Саха (Якутия) на 1995-1996 годы", принятым 20 октября 1994 года, основной упор по строительству жилья был направлен на индивидуальное жилищное строительство, как самый быстрый и недорогой способ обеспечения жильем основной массы населения. При этом бюджетные средства выдавались индивидуальным застройщикам на возвратной основе в виде долгосрочного беспроцентного кредита привозными строительными материалами в объеме не более 20 - 30% от сметной стоимости индивидуального жилья.

Начиная с 1996 года по 2000 год наблюдается значительное снижение показателя ввода жилья, что обусловлено снижением объемов государственного инвестирования в жилищное строительство, снижением показателя внебюджетного жилищного строительства, ростом цен на строительные материалы и стоимости СМР.

Последние годы показывают, что объем ввода жилья практически стабилизировался. Растет объем вводимого жилья за счет средств предприятий и организаций. В то же время из-за отсутствия финансирования индивидуального жилищного строительства объем ввода индивидуальных жилых домов продолжает снижаться.

Протоколом заседания Координационного совета Госстроя России и аппарата Полномочного представительства Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе от 21-23 января 2004 года по подведению итогов деятельности строительных комплексов и предприятий жилищно-коммунального хозяйства субъектов округа в 2003 году и прогнозу развития строительных комплексов на 2004 год Правительству Республики Саха (Якутия) дано поручение к 2010 году удвоить объем ввода жилья, в том числе в 2004 году увеличить ввод жилья не менее чем на 10%.

На сегодняшний день особенно остро стоит вопрос обеспечения жильем работников бюджетной сферы. В настоящее время в очереди на улучшение жилищных условий в Республике Саха (Якутия), по данным муниципальных образований и министерств, состоят 13 973 работника бюджетной сферы, в том числе 6 286 не имеют в собственности жилых помещений. При этом по отрасли "образование" состоят на очереди 6 102 работника, из них 2189 не имеют жилья (проживают в общежитиях и арендованных помещениях), по отрасли "здравоохранение" - 5845, из них 3369 не имеют жилья, по отрасли "культура" - 1505, из них 711 не имеют жилья (см. таблица 1).

Для достижения целей и задач настоящей Программы строительство жилья в Республике Саха (Якутия) планируется вести по следующим направлениям:

1. Индивидуальное жилищное строительство

3. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда

4. Ипотечное жилищное строительство

5. Внебюджетное жилищное строительство

6. Предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)

7. Строительство жилья по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав ФЦП "Жилище"

8. Строительство жилья по ФЦП "Жилье для молодых ученых"

9. Строительство жилья по ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года"

10. Строительство жилья по ФЦП "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф"

11. Государственные жилищные сертификаты

12. Обеспечение жильем работников бюджетной сферы

13. Жилье для ветеранов Великой Отечественной войны

14. Жилье для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.