Недействующий

О ЦЕЛЕВОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ЙОШКАР-ОЛЫ НА 2003-2008 ГОДЫ

4. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


Мероприятия, направленные на реализацию заявленных в программе "Столица" целей и задач, носят системный характер и объединены в три блока:

улучшение условий хозяйствования;

развитие отраслей жизнеобеспечения, улучшение условий жизнедеятельности;

повышение качества жизни населения.

Система программных мероприятий представлена в таблице 1.

Системный подход дает возможность комплексного воздействия реализации каждого мероприятия практически на все сферы жизнедеятельности города. При этом часть мероприятий требует дальнейшей конкретизации на период реализации программы "Столица", другая часть уже достаточно детально представлена в виде принятых решениями Государственного Собрания Республики Марий Эл республиканских целевых программ, Йошкар-Олинского городского Собрания - муниципальных целевых программ.

В настоящее время на территории муниципального образования "Город 'Йошкар-Ола" отсутствует практика предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам посредством проведения торгов (аукционов, конкурсов). В связи с этим поступления платежей от арендной платы и земельного налога, а также от продажи земельных участков под объектами недвижимого имущества сравнительно невелики (в 2002 году -25 млн. рублей, в том числе в муниципальный бюджет - 12,5 млн. рублей).

При проведении торгов в форме конкурсов в соответствии с градостроительным и земельным законодательством Российской Федерации организатор торгов (администрация муниципального образования "Город Йошкар-Ола") вправе устанавливать дополнительные требования к застройщику земельного участка в виде:

возмещения убытков и иных затрат на снос объектов недвижимости, переселение жителей, перенос сооружений и коммуникаций транспорта, связи и инженерного оборудования;

строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

соблюдения сроков строительства объектов недвижимости;

благоустройства территорий общего пользования.

При проведении торгов по продаже права аренды земельных участков для строительства жилых домов, торговых центров и других объектов в бюджет муниципального образования "Город Йошкар-Ола" и республиканский бюджет Республики Марий Эл можно получить дополнительно более 10 млн. рублей, решить вопрос о сносе ветхого жилья, предоставлении квартир нуждающимся гражданам, решить другие социальные задачи.

Для проведения торгов по продаже незастроенных земельных участков на территории города необходимо разработать и принять предусмотренные градостроительным и земельным кодексами правила землепользования и застройки города Йошкар-Олы, провести правовое, экономическое и ценовое зонирование земель, установить градостроительные регламенты, территориальные зоны и т.д. При принятии указанных правил предоставление земельных участков под размещение небольших объектов упростится как в правовом отношении, так и в техническом, кроме того, материальные затраты, которые несет застройщик в настоящее время, уменьшатся, а доход, получаемый в бюджеты всех уровней, увеличится в несколько раз.

В соответствии со статьей 86 Земельного кодекса Российской Федерации границы и правовой режим пригородных зон утверждаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации. Для решения вопроса по эффективному освоению и застройке пригородных земель необходимо разработать правовой механизм, регулирующий градостроительную деятельность хозяйствующих субъектов в пригородных зонах.

В соответствии с генеральным планом города Йошкар-Олы, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 30 марта 1987 г. N 114, предусматривается перспективное развитие жилой застройки в северо-западной части города Йошкар-Олы. В период с 1989 по 1994 годы администрацией муниципального образования "Город Йошкар-Ола" проводилась работа по выбору и разработке проектной документации для комплексной застройки микрорайонов N 96 и 9в, N 11 - 14 жилыми и общественными зданиями. Общая площадь земель, предназначенных для комплексной застройки, составляет более 400 га. Указанные земли находятся в ведении муниципального образования "Медведевский район" и в настоящее время не осваиваются. В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Администрация муниципального образования "Город Йошкар-Ола" предлагает передать указанные земли в ее ведение. Совместно с Правительством Республики Марий Эл разработать поэтапную программу освоения и застройки микрорайонов N 96 и 9в, N 11 - 14, позволяющую " учитывать интересы развития как пос. Медведеве, так и города Йошкар-Олы.

Малое предпринимательство играет важную роль в обеспечении стабильного развития экономики республики, в повышении уровня адаптации к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой экономики, является одним из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество национального продукта.

Ситуация в малом секторе экономики требует значительной активизации государственной политики развития предпринимательства как на республиканском, так и на муниципальном уровне.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в условиях недостатка бюджетных средств. Данное обстоятельство требует максимального задействования на эти цели механизмов внебюджетного финансирования с преимущественным использованием лизинга объектов инфраструктуры малого предпринимательства, гарантийных фондов.

Одной из насущных проблем для малого бизнеса является недостаточный уровень профессиональной подготовки предпринимателей. Для начинающих и для работающих представителей малого бизнеса необходима поддержка на основе созданной с учетом специфики малого бизнеса системы обучения и подготовки кадров в области финансов, маркетинга, менеджмента, управления человеческими ресурсами.

Необходимо способствовать дальнейшему развитию малого предпринимательства, рыночной структуры экономики, увеличению налогооблагаемой базы для местного бюджета и созданию новых рабочих мест.

В ходе реализации программы "Столица" в данной области будут осуществлены следующие мероприятия: разработка и внедрение механизма субсидирования части процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами малого предпринимательства для приобретения современного технологического оборудования, в том числе по лизингу; реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства; создание благоприятных экономических условий в целях повышения темпов развития малого предпринимательства, увеличение вклада малого предпринимательства в бюджет города, создание инновационно-технологического центра; формирование системы обучения и подготовки кадров для малого предпринимательства.

Учитывая все существующие в данной сфере проблемы, система мероприятий ориентирована на решение следующих задач:

развитие лизинга в сфере малого предпринимательства;

развитие малого предпринимательства в приоритетных направлениях (инновационной, производственных сферах);

активизация предпринимательской деятельности и создание новых рабочих мест.

Потребительский рынок города в настоящее время характеризуется высоким уровнем насыщенности товарными ресурсами, в том числе отечественного производства, повышением уровня конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей. Вместе с тем позитивные тенденции развития потребительского рынка города сопровождаются рядом негативных факторов и проблем, решение которых определяет основные задачи на 2003-2008 годы.