В Республике Алтай на сегодняшний день создана необходимая правовая база функционирования государственной службы. Приняты Законы Республики Алтай "О государственной службе Республики Алтай", "О Реестре государственных должностей Республики Алтай, государственных должностей государственной службы Республики Алтай", "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности государственной службы Республики Алтай", "Об аттестации государственных и муниципальных служащих Республики Алтай", "О присвоении и сохранении квалификационных разрядов государственным служащим Республики Алтай и муниципальным служащим в Республике Алтай" и иные нормативные правовые акты Республики Алтай, регламентирующие государственную службу Республики Алтай.
Общая численность государственных служащих и иных работников органов исполнительной власти Республики Алтай на начало 2004 года составила 457,5 человек, в том числе установленная численность лиц категории "А" - 24 чел. (5,2%), государственных служащих - 321 чел. (70,2%), технических и иных работников - 112,5 ед. (24,6%). За последние пять лет (1999-2003 годы) общая численность государственных служащих и иных работников органов исполнительной власти увеличилась с 327 единиц до 457,5 (на 130,5 единиц). Этот рост обусловлен формированием государственных органов в Республике Алтай, занимающихся вопросами туризма, инвестиций, северного завоза и т.д. и обеспечивающих дальнейшее развитие республики. Необходимо отметить, что за период с 1999 года по 2003 год численность государственных служащих (в том числе категория "А") увеличилась с 229,5 до 345 единиц (на 115,5 ед.), увеличение численности технических и других работников было незначительным (с 97,5 до 112,5 единиц).
В целом, общая численность государственных служащих и иных работников органов государственной власти Республики Алтай на начало 2004 года составила 606 человек, в том числе установленная численность лиц категории "А" - 36 чел. (5,9%); государственных служащих - 392 чел. (64,7%); технических и иных работников - 178 чел. (29,4%). За последние пять лет (1999-2003 годы) общая численность работающих в органах государственной власти увеличилась с 432 единиц до 606 единиц (на 174 единицы). В процессе реформирования государственной службы предполагается оптимизировать численность государственных служащих.
На государственной службе Республики Алтай сложилась следующая половозрастная структура: на начало 2004 года в общей численности государственных служащих, замещающих государственные должности, женщины составляли 64,7 % . Такой сравнительно высокий процент женщин в органах государственной власти объясняется преобладанием женщин на государственных должностях, отнесенных к старшим и младшим группам должностей.
Средний возраст лиц категории "А" и государственных служащих, замещающих государственные должности, составлял 39 лет.
Лица пенсионного возраста среди лиц категории "А" и государственных служащих составляли 4,9%. Более 27 процентов государственных служащих в органах государственной власти имели возраст 40-50 лет. Лица в возрасте от 50 до 60 лет составляли 25,5%, в возрасте до 30 лет составляли 23,6% и лица в возрасте от 30 до 40 лет - 23,1%. Основная часть государственных служащих (свыше 70 чел.) в возрасте до 30 лет замещали государственные должности, отнесенные к старшим и младшим группам должностей.
Из общего числа государственных служащих 62% (243 чел.) составляли лица, замещающие старшие и младшие государственные должности, 24,5% (96 чел.) составляли лица, замещающие высшие и главные государственные должности и 13,5% (53 чел.) составляли лица, отнесенные к ведущей группе государственных должностей.
Большинство лиц (37,1%), замещающих государственные должности и государственные должности государственной службы, имели стаж работы в государственных органах до 5 лет, около 35,3% - от 5 до 15 лет и 27,6% имели стаж работы свыше 15 лет.
Образовательный уровень лиц категории "А" и государственных служащих характеризуется следующими параметрами. На начало 2004 года доля государственных служащих, имеющих высшее образование, составляла 89,2% (382 чел.), среднее специальное - 10,7% (46 чел.). При этом 30,1% государственных служащих имели высшее или среднее специальное образование по специальностям экономического профиля, 9,8% - юридическое образование, 60% - высшее или среднее специальное образование по другому профилю. В органах государственной власти Республики Алтай переподготовку и повышение квалификации прошли около 48,6% (208 чел.) от общего числа лиц категории "А" и государственных служащих. Необходимо отметить, что в таких ведомствах, как Государственное Собрание - Эл Курултай, Аппарат Правительства, Министерство экономического развития, торговли и предпринимательства, Министерство труда и социального развития, Министерство финансов, Министерство здравоохранения, Министерство образования и науки, Государственная архивная служба, ведется систематическая работа по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих.
В ходе осуществления работы на уровне Российской Федерации по приведению нормативно-правовых основ системы государственной службы в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями предполагается проведение оптимизации оплаты труда государственных служащих в целях приближения ее уровня к уровню оплаты труда руководителей и специалистов органов управления в негосударственном секторе экономики, что обеспечит конкурентоспособность государства, как работодателя, и улучшит профессиональный состав государственных служащих.
Сложившееся состояние государственной службы порождает следующие негативные тенденции ее развития:
снижение престижа государственной службы, как вида профессиональной деятельности;
сохранение преобладания государственных служащих с непрофильным образованием;
преобладание мужчин на должностях руководителей, а женщин - на должностях специалистов;
неудовлетворительное качество подготавливаемых документов;
слабый контроль со стороны гражданского общества над деятельностью государственных органов;
отсутствие новых норм морали и новых правил служебного поведения (профессиональной этики) государственных служащих и законодательных механизмов их реализации;
недостатки в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих.
Для преодоления указанных негативных тенденций необходимо обеспечить решение следующих проблем государственной службы:
нарушение принципа единства государственной службы и системы управления ею на федеральном и региональном уровне;
неразработанность законодательных механизмов взаимосвязи государственной и муниципальной службы;
наличие противоречий и пробелов в законодательстве Российской Федерации и Республики Алтай о государственной службе;
несоответствие социального и правового положения государственного служащего, степени возлагаемой на него ответственности;
низкая эффективность правовых и организационных мер контроля деятельности государственных органов со стороны гражданского общества;
недостаточная ресурсная обеспеченность государственной службы.
Все эти проблемы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности. Реформирование государственной службы следует проводить в рамках концепции сбалансированного развития, и оно не должно состоять из одномоментных кардинальных изменений существующей государственной службы. Последовательность и постепенность являются принципами современного реформирования государственной службы.
Для решения названных проблем в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 24 ноября 2000 года N Пр-2331 разработана и утверждена 19 ноября 2002 года Федеральная программа "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)", в соответствии с которой и разработана настоящая Программа.