ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2004 года N 107
г.Горно-Алтайск
О республиканской целевой программе "Реформирование государственной службы Республики Алтай (2004-2005 годы)"
____________________________________________________________________
Действие настоящего постановления приостановлено с 1 января по 31 декабря 2005 года - Закон Республики Алтай от 29.12.2004 N 66-РЗ.
____________________________________________________________________
В целях повышения эффективности государственной службы Республики Алтай Правительство Республики Алтай
постановляет:
1. Осуществить в 2004-2005 годах комплекс мероприятий, направленных на совершенствование правовых, организационных, финансовых и методических основ государственной службы Республики Алтай.
2. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Реформирование государственной службы Республики Алтай (2004-2005 годы)" (далее именуется - Программа).
3. Министерству финансов Республики Алтай:
осуществлять в 2004 году финансирование мероприятий программы в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на 2004 год, без увеличения расходов бюджета;
предусмотреть средства в республиканском бюджете на 2005 год для финансирования мероприятий Программы.
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
М.И.Лапшин
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Реформирование государственной службы Республики Алтай (2004-2005 годы)"
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Реформирование государственной службы Республики Алтай (2004-2005 годы)" |
Дата принятия решения о разработке Программы | Поручение исполняющего обязанности Председателя Правительства Республики Алтай от 19.11.2003 |
Координатор Программы | Аппарат Правительства Республики Алтай |
Государственные заказчики Программы | Министерство финансов Республики Алтай, Министерство труда и социального развития Республики Алтай, Министерство экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай |
Цели и задачи Программы | Цели Программы: |
Сроки реализации Программы | 2004-2005 годы |
Основные мероприятия Программы | Совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам реформирования государственной службы; |
Основные исполнители Программы | Аппарат Правительства Республики Алтай, Министерство финансов Республики Алтай, Министерство труда и социального развития Республики Алтай, Министерство экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай, Министерство имущественных отношений Республики Алтай |
Объемы и источники финансирования: | Республиканский бюджет: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Приведение нормативной правовой базы системы государственной службы Республики Алтай в соответствие с федеральным законодательством, со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями; |
Система организации контроля за выполнением Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляет Аппарат Правительства Республики Алтай |
В Республике Алтай на сегодняшний день создана необходимая правовая база функционирования государственной службы. Приняты Законы Республики Алтай "О государственной службе Республики Алтай", "О Реестре государственных должностей Республики Алтай, государственных должностей государственной службы Республики Алтай", "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности государственной службы Республики Алтай", "Об аттестации государственных и муниципальных служащих Республики Алтай", "О присвоении и сохранении квалификационных разрядов государственным служащим Республики Алтай и муниципальным служащим в Республике Алтай" и иные нормативные правовые акты Республики Алтай, регламентирующие государственную службу Республики Алтай.
Общая численность государственных служащих и иных работников органов исполнительной власти Республики Алтай на начало 2004 года составила 457,5 человек, в том числе установленная численность лиц категории "А" - 24 чел. (5,2%), государственных служащих - 321 чел. (70,2%), технических и иных работников - 112,5 ед. (24,6%). За последние пять лет (1999-2003 годы) общая численность государственных служащих и иных работников органов исполнительной власти увеличилась с 327 единиц до 457,5 (на 130,5 единиц). Этот рост обусловлен формированием государственных органов в Республике Алтай, занимающихся вопросами туризма, инвестиций, северного завоза и т.д. и обеспечивающих дальнейшее развитие республики. Необходимо отметить, что за период с 1999 года по 2003 год численность государственных служащих (в том числе категория "А") увеличилась с 229,5 до 345 единиц (на 115,5 ед.), увеличение численности технических и других работников было незначительным (с 97,5 до 112,5 единиц).
В целом, общая численность государственных служащих и иных работников органов государственной власти Республики Алтай на начало 2004 года составила 606 человек, в том числе установленная численность лиц категории "А" - 36 чел. (5,9%); государственных служащих - 392 чел. (64,7%); технических и иных работников - 178 чел. (29,4%). За последние пять лет (1999-2003 годы) общая численность работающих в органах государственной власти увеличилась с 432 единиц до 606 единиц (на 174 единицы). В процессе реформирования государственной службы предполагается оптимизировать численность государственных служащих.
На государственной службе Республики Алтай сложилась следующая половозрастная структура: на начало 2004 года в общей численности государственных служащих, замещающих государственные должности, женщины составляли 64,7 % . Такой сравнительно высокий процент женщин в органах государственной власти объясняется преобладанием женщин на государственных должностях, отнесенных к старшим и младшим группам должностей.
Средний возраст лиц категории "А" и государственных служащих, замещающих государственные должности, составлял 39 лет.
Лица пенсионного возраста среди лиц категории "А" и государственных служащих составляли 4,9%. Более 27 процентов государственных служащих в органах государственной власти имели возраст 40-50 лет. Лица в возрасте от 50 до 60 лет составляли 25,5%, в возрасте до 30 лет составляли 23,6% и лица в возрасте от 30 до 40 лет - 23,1%. Основная часть государственных служащих (свыше 70 чел.) в возрасте до 30 лет замещали государственные должности, отнесенные к старшим и младшим группам должностей.
Из общего числа государственных служащих 62% (243 чел.) составляли лица, замещающие старшие и младшие государственные должности, 24,5% (96 чел.) составляли лица, замещающие высшие и главные государственные должности и 13,5% (53 чел.) составляли лица, отнесенные к ведущей группе государственных должностей.
Большинство лиц (37,1%), замещающих государственные должности и государственные должности государственной службы, имели стаж работы в государственных органах до 5 лет, около 35,3% - от 5 до 15 лет и 27,6% имели стаж работы свыше 15 лет.
Образовательный уровень лиц категории "А" и государственных служащих характеризуется следующими параметрами. На начало 2004 года доля государственных служащих, имеющих высшее образование, составляла 89,2% (382 чел.), среднее специальное - 10,7% (46 чел.). При этом 30,1% государственных служащих имели высшее или среднее специальное образование по специальностям экономического профиля, 9,8% - юридическое образование, 60% - высшее или среднее специальное образование по другому профилю. В органах государственной власти Республики Алтай переподготовку и повышение квалификации прошли около 48,6% (208 чел.) от общего числа лиц категории "А" и государственных служащих. Необходимо отметить, что в таких ведомствах, как Государственное Собрание - Эл Курултай, Аппарат Правительства, Министерство экономического развития, торговли и предпринимательства, Министерство труда и социального развития, Министерство финансов, Министерство здравоохранения, Министерство образования и науки, Государственная архивная служба, ведется систематическая работа по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих.
В ходе осуществления работы на уровне Российской Федерации по приведению нормативно-правовых основ системы государственной службы в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями предполагается проведение оптимизации оплаты труда государственных служащих в целях приближения ее уровня к уровню оплаты труда руководителей и специалистов органов управления в негосударственном секторе экономики, что обеспечит конкурентоспособность государства, как работодателя, и улучшит профессиональный состав государственных служащих.
Сложившееся состояние государственной службы порождает следующие негативные тенденции ее развития:
снижение престижа государственной службы, как вида профессиональной деятельности;
сохранение преобладания государственных служащих с непрофильным образованием;
преобладание мужчин на должностях руководителей, а женщин - на должностях специалистов;
неудовлетворительное качество подготавливаемых документов;
слабый контроль со стороны гражданского общества над деятельностью государственных органов;
отсутствие новых норм морали и новых правил служебного поведения (профессиональной этики) государственных служащих и законодательных механизмов их реализации;
недостатки в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих.
Для преодоления указанных негативных тенденций необходимо обеспечить решение следующих проблем государственной службы:
нарушение принципа единства государственной службы и системы управления ею на федеральном и региональном уровне;
неразработанность законодательных механизмов взаимосвязи государственной и муниципальной службы;
наличие противоречий и пробелов в законодательстве Российской Федерации и Республики Алтай о государственной службе;
несоответствие социального и правового положения государственного служащего, степени возлагаемой на него ответственности;
низкая эффективность правовых и организационных мер контроля деятельности государственных органов со стороны гражданского общества;
недостаточная ресурсная обеспеченность государственной службы.
Все эти проблемы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности. Реформирование государственной службы следует проводить в рамках концепции сбалансированного развития, и оно не должно состоять из одномоментных кардинальных изменений существующей государственной службы. Последовательность и постепенность являются принципами современного реформирования государственной службы.
Для решения названных проблем в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 24 ноября 2000 года N Пр-2331 разработана и утверждена 19 ноября 2002 года Федеральная программа "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)", в соответствии с которой и разработана настоящая Программа.
Цель Программы - повышение эффективности государственной службы в целом, оптимизация затрат на государственных служащих и развитие ресурсного обеспечения государственной службы.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
создание условий для оптимального организационно-правового обеспечения государственной службы;
определение обязанностей, полномочий и мер ответственности государственных служащих на основе должностных (служебных) регламентов;
внедрение новых методов планирования, финансирования, стимулирования и оценки деятельности государственных служащих, рациональное использование ресурсов в системе государственной службы;
обеспечение открытости государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства;
применение эффективных методов подбора квалифицированных кадров для государственной службы, оценки результатов служебной деятельности государственных служащих, а также создание условий для их должностного (служебного) роста;
реализация программ подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих;
внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе, а также законодательного регулирования профессиональной этики государственных служащих;
создание оптимальных материально-технических условий для эффективного функционирования государственной службы и исполнения государственными служащими своих должностных (служебных) обязанностей;
обеспечение развития системы управления государственной службой.
Программа имеет среднесрочный характер и будет реализовываться в 2004-2005 годах.
Этапы реализации Программы - 2004-2005 годы.
Программой предусмотрены конкретные мероприятия по перечню согласно приложению и основные направления их реализации.
Для решения поставленных в Программе задач предусмотрены мероприятия по следующим направлениям:
совершенствование нормативно-правовой базы Республики Алтай по вопросам реформирования государственной службы;
совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих;
создание материально-технических условий для эффективного функционирования государственной службы Республики Алтай;
формирование системы управления государственной службой.
Совершенствование нормативно-правовой базы Республики Алтай по вопросам реформирования государственной службы будет осуществляться в контексте изменений федерального законодательства, регламентирующего отдельные вопросы государственной службы.
Согласно статье 2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и должно быть осуществлено после принятия Федерального закона о государственной гражданской службе.