Департамент осуществляет следующие функции:
3.1. Анализирует состояние торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения и разрабатывает прогнозы их развития на текущий и перспективный периоды на основе изучения рынка, спроса и предложения товаров и услуг, уровня потребления основных продуктов питания, непродовольственных товаров, обеспеченности населения жизненно важными видами бытовых услуг, предметами длительного пользования; представляет администрации области информацию по этим вопросам;
3.2. Организует работу по разработке и реализации региональных программ в сфере торговли, общественного питания, малого предпринимательства и бытового обслуживания населения, представляет их на утверждение в администрацию области, ежегодно представляет доклады о ходе реализации программ;
3.3. Осуществляет сотрудничество со структурными подразделениями администрации области по вопросам, относящимся к деятельности департамента;
3.4. Взаимодействует с органами местного самоуправления муниципальных образований области по стабилизации торговли, насыщению потребительского рынка товарами и услугами, оказанию помощи отдельным районам, организациям и предприятиям в закупках недостающей продукции, в развитии услуг; взаимодействует с ассоциациями, акционерными обществами и другими коммерческими структурами; принимает участие в проведении и организации ярмарок оптовой продажи товаров народного потребления;
3.5. Разрабатывает в пределах своих полномочий проекты нормативных правовых актов, стандартов и норм, определяющих порядок функционирования предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания в условиях рыночной экономики, независимо от форм собственности, а также проекты нормативных правовых актов администрации области, относящихся к вопросам развития и государственной поддержки малого предпринимательства;
3.6. Проводит научно-техническую и инвестиционную политику, направленную на оказание содействия предприятиям торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения всех форм собственности в оснащении современной техникой и оборудованием, в строительстве и реконструкции объектов;
3.7. Производит регистрацию организаций в качестве центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин и выдачу регистрационных, свидетельств;
3.8. Осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности межведомственной комиссии по контролю за оборотом алкогольной продукции;
3.9. Организует проведение специальных защитных мер, включающих в себя проверку качества и безопасности алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи на территории Костромской области;
3.10. Участвует в создании условий для формирования рынка социальных услуг, увеличения их объема и повышения качества;
3.11. Подготавливает предложения по усилению государственной поддержки предпринимательства, снятию излишних и неоправданных административных барьеров при развитии предпринимательства;
3.12. Подготавливает предложения в проекты нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию департамента;
3.13. Обеспечивает формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, оказывает консультативную, информационную поддержку деятельности субъектов малого предпринимательства;
3.14. Разрабатывает предложения по совершенствованию налогообложения субъектов малого предпринимательства;
3.15. Проводит анализ состояния малого предпринимательства на территории области и эффективности мер по его государственной поддержке.
3.16. Взаимодействует с общественными объединениями предпринимателей в целях совместного решения социально-экономических проблем области, выработки благоприятных условий для развития бизнеса;
3.17. Взаимодействует со структурными подразделениями администрации области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, областным фондом поддержки малого предпринимательства по развитию малого предпринимательства в области;
Взаимодействует с Костромским Управлением федеральной антимонопольной службы России по вопросам демонополизации, развитию конкуренции, созданию равных условий деятельности для всех хозяйствующих субъектов, поддержке новых коммерческих структур различных форм малого и среднего бизнеса в вышеназванных сферах;
3.18. Рассматривает обращения граждан, предприятий, организаций, дает разъяснения в пределах своей компетенции по применению норм и правил, регулирующих торговую деятельность юридических и физических лиц на территории области;
3.19. Взаимодействует с управлением ГОЧС, органами местного самоуправления муниципальных образований области по вопросам мобилизационной подготовки, обеспечения оборонных нужд и повышения устойчивости работы организаций торговли, общественного питания и бытового обслуживания в условиях чрезвычайных ситуаций, разрабатывает и организует нормированное снабжение в условиях военного времени;
Участвует в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах экономики, предприятиях, организациях, независимо от форм собственности, в соответствии с действующим законодательством;
3.20. Участвует совместно с заинтересованными органами исполнительной власти области в выполнении мероприятий, направленных на реализацию задач гражданской обороны и мобилизационной подготовки;
3.21. Содействует организации переподготовки и повышения квалификации специалистов со средним и высшим специальным образованием в учебных заведениях системы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, а также других учебных заведениях;
3.22. Разрабатывает и реализует меры по социальной защите работников сферы торговли, общественного питания, бытового обслуживания и предпринимательства;
3.23. Взаимодействует с общественными организациями и движениями на территории области;
3.24. Разрабатывает предложения по совершенствованию организации торгового и бытового обслуживания населения в условиях рыночной экономики;
3.25. Оказывает помощь предприятиям и организациям по повышению квалификации кадров;