3.1. Инспекция имеет право:
а) проводить инспекционные обследования и проверки любого подконтрольного объекта независимо от его ведомственной принадлежности и формы собственности. Право входа в жилые и нежилые помещения, связанные единым инженерным оборудованием, а также объекты коммунального назначения обеспечивается согласием собственника и (или) проживающего. В случае отказа допуск инспектора на объект может быть осуществлен по решению суда, а в случае возникновения угрозы жизни и имуществу граждан - совместно с представителями правоохранительных органов;
б) выдавать предписания собственникам, владельцам или пользователям жилищного фонда и объектов коммунального назначения по результатам проведенных инспекционных обследований с определением конкретных мероприятий и сроков устранения выявленных недостатков и нарушений;
в) осуществлять при проведении инспекционных обследований проверку наличия у юридических и физических лиц лицензий на проведение работ по ремонту и техническому обслуживанию объектов коммунального назначения;
г) требовать в пределах своей компетенции от собственников, балансодержателей, организаций, эксплуатирующих жилищный фонд и объекты коммунального назначения, необходимую для обследования информацию и документацию;
д) привлекать к административной ответственности за несоблюдение нормативно-технических требований по использованию, содержанию жилищного фонда и придомовых территорий;
е) проверять соблюдение порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые;
ж) вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к ответственности в соответствии с действующим законодательством об административных правонарушениях;
з) проводить инспекционные обследования на основании заявлений, жалоб и обращений граждан, предприятий и организаций по вопросам содержания жилищного фонда и объектов коммунального назначения, а также по вопросам, связанным с соблюдением правил предоставления жилищных и коммунальных услуг, прав и законных интересов граждан и государства;
и) требовать в пределах своей компетенции предоставления в ходе проведения проверок необходимой информации и документов от собственников, владельцев и пользователей подконтрольных объектов, включая органы местного самоуправления;
к) участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию жилых зданий и их инженерных систем;
л) вносить предложения в органы исполнительной власти и Государственную Думу Астраханской области об установлении гарантированного минимального уровня требований к содержанию и эксплуатации жилищного фонда с учетом его состава и износа, климатических и других региональных особенностей.
3.2. Основанием для выполнения требований инспекции является предписание или акт государственного жилищного инспектора установленной формы.
Если выявленные нарушения представляют угрозу здоровью или жизни граждан или (и) могут причинить значительный ущерб имуществу юридических и физических лиц и требуют незамедлительных действий, выдается предписание, копия которого направляется органам местного самоуправления области по принадлежности.
В предписании помимо выявленных нарушений указываются мероприятия по их устранению и сроки выполнения необходимых работ. Предписание подписывается инспектором и другими участниками инспекционных обследований:
а) собственниками подконтрольных объектов;
б) представителями предприятий или гражданами, осуществляющими содержание подконтрольных объектов;
в) представителями сторонних организаций, участвующими в инспекционном обследовании.
В случае несогласия собственников (их представителей) подконтрольных объектов, представителей предприятий или граждан, осуществляющих содержание подконтрольных объектов, с фактами и выводами, изложенными в предписании, они имеют право сделать соответствующую запись и представить необходимые подтверждающие документы.
3.3. В случае отказа собственника подконтрольного объекта (или его представителя) или представителя предприятия, организации, осуществляющих содержание данного объекта, принять предписание, в нем инспектором делается соответствующая отметка и предписание направляется в адрес стороны, допустившей нарушения, по почте с уведомлением о вручении.
3.4. Отказ от подписания предписания не является препятствием для его составления и выдачи, а также выполнения необходимых работ в установленные сроки.
3.5. При невыполнении требований, изложенных в предписании, по срокам, перечню и объемам работ составляется протокол об административном правонарушении, являющийся основанием для применения соответствующих административных мер.