2.1. Основными задачами государственной жилищной инспекции являются:
а) контроль за соблюдением требований жилищного законодательства всеми участниками жилищных правоотношений;
б) защита прав потребителей при получении жилищно-коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и региональных стандартов качества и нормативов потребления;
в) выявление и предупреждение нарушений при использовании и содержании жилищного фонда, принятие необходимых мер по выявленным нарушениям.
2.2. В соответствии с основными задачами инспекция осуществляет контроль за:
а) использованием и сохранностью жилищного фонда, объектов коммунального назначения, связанных с ним, нежилых помещений в жилых домах и придомовых территорий;
б) техническим состоянием жилищного фонда, его инженерного оборудования и санитарно-технических систем, нежилых помещений в жилых домах, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами;
в) обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг;
г) санитарным состоянием помещений жилищного фонда в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического надзора;
д) осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации;
е) рациональным использованием в жилищном фонде топливно-энергетических ресурсов и воды;
ж) соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение, канализация и др.);
з) соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
и) техническим состоянием мест общего пользования: лестничных клеток, подъездов, подвалов, лифтов и придомовых территорий;
к) соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые;
л) проведением конкурсов на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов;
м) выполнением жилищно-коммунальных услуг по заявкам населения;
н) наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов;
о) исполнением требований, содержащихся в выданных инспекцией предписаниях.
2.3. Инспекция планирует, организует и осуществляет инспекционные обследования в городах и других населенных пунктах на территории Астраханской области через своих представителей (инспекторов) в городах и населенных пунктах.
2.4. Инспекция обобщает, анализирует информацию по данным инспекционных обследований, ведет базу данных по состоянию всех подконтрольных объектов. Инспекция представляет Главной государственной жилищной инспекции Российской Федерации статистическую отчетность по единым формам, утвержденным в установленном порядке.
2.5. Инспекционные обследования могут быть следующих видов:
а) плановые, проводимые в соответствии с утвержденным в установленном порядке начальником инспекции графиком (комплексные обследования жилых зданий, проводимые раз в пять лет, выборочные - раз в год);
б) внеплановые, проводимые в случаях:
- проверки исполнения предписаний, выданных инспекцией;
- получения информации от физических, должностных, юридических лиц, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу физических и юридических лиц;
- подготовки жилищно-коммунального комплекса к сезонной эксплуатации;
- обращения физических и юридических лиц с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных физических, должностных, юридических лиц, связанными с невыполнением ими обязательных требований по содержанию, ремонту и пользованию жилищным фондом, обеспечению населения коммунальными услугами.