Наименование программы | -областнаяцелеваяпрограмма "Реформированиеимодернизация жилищно-коммунального комплекса Магаданской области" на 2003-2010 годы (далее - Программа) | |||
Основаниедля разработки Программы | - Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" "Жилище" на 2002-2010 годы" Распоряжение губернатора N 207-р от 28.04.2003 | |||
Заказчик Программы | - администрация Магаданской области | |||
Основной разработчик Программы | - департамент топливно-энергетического комплекса, автомобильного транспорта и жилищно-коммунальногохозяйства администрации Магаданской области (далее - департамент ТЭК, АТ и ЖКХ) | |||
Цель Программы | - повышение комфортности проживания населения на территории Магаданской области | |||
Задачи Программы | - повышение эффективности, устойчивости и надежностифункционирования жилищно-коммунальныхсистем жизнеобеспечения населения; -привлечениеинвестицийв жилищно-коммунальный комплекс; - улучшение качества жилищно-коммунальных услугс одновременным снижением нерациональных затрат; - адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. | |||
Срок и этапы реализации Программы | - 2003-2010 годы | |||
1-й этап - 2003 год | ||||
2-й этап - 2004-2005 годы | ||||
3-й этап - 2006-2010 годы | ||||
Объем и источники финансирования | - объем финансирования Программы - 5229,5 млн. руб. | |||
Источники финансирования, млн. руб.: средства федерального бюджета - 56,88; | ||||
средствавнебюджетногофонда социально-экономическогоразвития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны (далее - средства ФСЭР) - 974,38; | ||||
средствабюджетовмуниципальных образований - 1468,04; | ||||
средства предприятий жилищно-коммунального хозяйства - 2074,42; | ||||
прочие внебюджетные средства - 655,78 | ||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - в результате реализации Программы будет обеспечено: повышениеэффективности,качества жилищно-коммунального обслуживания; надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения; комфортность и безопасность условий проживания, социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг | |||
Исполнители Программы | - департамент ТЭК, АТ и ЖКХ, комитет экономики,управлениефинансов администрацииобласти,органы исполнительнойвласти муниципальных образований, предприятия ЖКХ | |||
Контрольза исполнением Программы | - контроль за исполнением Программы осуществляет департамент ТЭК, АТ и ЖКХ. |
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая Программа включает в себя комплекс мероприятий, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и способствующих режиму его устойчивого достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей.
Программа предусматривает как решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, так и разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
В результате решения этих задач повысится качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы систем энерго-, водоснабжения и канализации.
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ
РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМИ МЕТОДАМИ
Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено развалом социалистической системы управления и отсутствием отлаженного механизма управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.
В свою очередь, сохранение бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса на местном уровне из-за недостатка средств привело к резкому увеличению износа основных фондов.
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (более 70 процентов) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей.
Проблема усугубляется огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, за первое полугодие 2003 года кредиторская задолженность составляет 2,4 млрд. рублей.
Неспособность органов местного самоуправления выполнять свои договорные обязательства привела к повсеместному рецидиву административного принуждения подрядчиков и фактическому отходу от выполнения в полном объеме контрольных функций.
Монополизм коммунальных предприятий, неразвитость гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг, которое сегодня находится на беспрецедентно низком уровне, не позволяют эффективно защищать интересы потребителей.
Недофинансирование коммунальной сферы влечет за собой отсутствие экономического интереса в создании товариществ собственников жилья, что в еще большей степени снижает перспективы развития конкуренции.
Невыполнение бюджетных обязательств и отсутствие эффективных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.
Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса необходимо использование программно-целевого метода.
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
КОМПЛЕКСА
Мероприятия Программы в сочетании с мерами по совершенствованию жилищного строительства, развитию механизмов жилищного финансирования и созданию инфраструктуры рынка жилья направлены на переход к новой экономической модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса.
2.1. СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Действующая система управления жилищно-коммунальным хозяйством характеризуется рядом недостатков, без устранения которых в принципе невозможно вести речь о нормализации функционирования отрасли, повышении надежности и качества, а также обеспечении стабильной стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Основой экономических отношений в отрасли остается система бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса.
Дотационность отрасли, отсутствие у получателей услуг возможности влиять на их количество и качество в сочетании с сохранившейся со времен административной экономики централизацией управления коммунальными предприятиями и отсутствием конкуренции являются основными причинами существующих проблем коммунального хозяйства: хронического дефицита финансирования, высокой затратности и отсутствия экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и бесприбыльной работы предприятий жилищно-коммунального комплекса, высокого уровня потерь ресурсов. Бюджетные ограничения обусловливают отсутствие средств для модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, существенную часть стоимости услуг, не покрываемых платежами населения, компенсируют промышленные предприятия за счет перекрестного субсидирования, что удорожает себестоимость их продукции и снижает ее конкурентоспособность.
Система дотирования жилищно-коммунальных предприятий в отличие от прямого субсидирования малообеспеченных семей не позволяет обеспечить адресность выделяемых субсидий.