Недействующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2003-2010 ГОДЫ

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2003-2010 ГОДЫ Магадан 2004 ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2003-2010 ГОДЫ


Наименование программы

-областнаяцелеваяпрограмма "Реформированиеимодернизация жилищно-коммунального комплекса Магаданской области" на 2003-2010 годы (далее - Программа)

Основаниедля разработки Программы

- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" "Жилище" на 2002-2010 годы" Распоряжение губернатора N 207-р от 28.04.2003

Заказчик Программы

- администрация Магаданской области

Основной разработчик Программы

- департамент топливно-энергетического комплекса, автомобильного транспорта и жилищно-коммунальногохозяйства администрации Магаданской области (далее - департамент ТЭК, АТ и ЖКХ)

Цель Программы

- повышение комфортности проживания населения на территории Магаданской области

Задачи Программы

- повышение эффективности, устойчивости и надежностифункционирования жилищно-коммунальныхсистем жизнеобеспечения населения; -привлечениеинвестицийв жилищно-коммунальный комплекс; - улучшение качества жилищно-коммунальных услугс одновременным снижением нерациональных затрат; - адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Срок и этапы реализации Программы

- 2003-2010 годы

1-й этап - 2003 год

2-й этап - 2004-2005 годы

3-й этап - 2006-2010 годы

Объем и источники финансирования

- объем финансирования Программы - 5229,5 млн. руб.

Источники финансирования, млн. руб.: средства федерального бюджета - 56,88;

средствавнебюджетногофонда социально-экономическогоразвития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны (далее - средства ФСЭР) - 974,38;

средствабюджетовмуниципальных образований - 1468,04;

средства предприятий жилищно-коммунального хозяйства - 2074,42;

прочие внебюджетные средства - 655,78

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- в результате реализации Программы будет обеспечено: повышениеэффективности,качества жилищно-коммунального обслуживания; надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения; комфортность и безопасность условий проживания, социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг

Исполнители Программы

- департамент ТЭК, АТ и ЖКХ, комитет экономики,управлениефинансов администрацииобласти,органы исполнительнойвласти муниципальных образований, предприятия ЖКХ

Контрольза исполнением Программы

- контроль за исполнением Программы осуществляет департамент ТЭК, АТ и ЖКХ.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая Программа включает в себя комплекс мероприятий, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и способствующих режиму его устойчивого достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей.

Программа предусматривает как решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, так и разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.

В результате решения этих задач повысится качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы систем энерго-, водоснабжения и канализации.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ

РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМИ МЕТОДАМИ

Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено развалом социалистической системы управления и отсутствием отлаженного механизма управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.

В свою очередь, сохранение бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса на местном уровне из-за недостатка средств привело к резкому увеличению износа основных фондов.

Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (более 70 процентов) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей.

Проблема усугубляется огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, за первое полугодие 2003 года кредиторская задолженность составляет 2,4 млрд. рублей.

Неспособность органов местного самоуправления выполнять свои договорные обязательства привела к повсеместному рецидиву административного принуждения подрядчиков и фактическому отходу от выполнения в полном объеме контрольных функций.

Монополизм коммунальных предприятий, неразвитость гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг, которое сегодня находится на беспрецедентно низком уровне, не позволяют эффективно защищать интересы потребителей.

Недофинансирование коммунальной сферы влечет за собой отсутствие экономического интереса в создании товариществ собственников жилья, что в еще большей степени снижает перспективы развития конкуренции.

Невыполнение бюджетных обязательств и отсутствие эффективных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.

Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса необходимо использование программно-целевого метода.

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

КОМПЛЕКСА

Мероприятия Программы в сочетании с мерами по совершенствованию жилищного строительства, развитию механизмов жилищного финансирования и созданию инфраструктуры рынка жилья направлены на переход к новой экономической модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса.

2.1. СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Действующая система управления жилищно-коммунальным хозяйством характеризуется рядом недостатков, без устранения которых в принципе невозможно вести речь о нормализации функционирования отрасли, повышении надежности и качества, а также обеспечении стабильной стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Основой экономических отношений в отрасли остается система бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса.

Дотационность отрасли, отсутствие у получателей услуг возможности влиять на их количество и качество в сочетании с сохранившейся со времен административной экономики централизацией управления коммунальными предприятиями и отсутствием конкуренции являются основными причинами существующих проблем коммунального хозяйства: хронического дефицита финансирования, высокой затратности и отсутствия экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и бесприбыльной работы предприятий жилищно-коммунального комплекса, высокого уровня потерь ресурсов. Бюджетные ограничения обусловливают отсутствие средств для модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, существенную часть стоимости услуг, не покрываемых платежами населения, компенсируют промышленные предприятия за счет перекрестного субсидирования, что удорожает себестоимость их продукции и снижает ее конкурентоспособность.

Система дотирования жилищно-коммунальных предприятий в отличие от прямого субсидирования малообеспеченных семей не позволяет обеспечить адресность выделяемых субсидий.