Недействующий

О целевой программе "Социальное развитие села в Ростовской области до 2008 года"

I. Общая характеристика региона, содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Население Ростовской области составляет 4,4 млн. человек, в том числе численность сельского населения 1,4 млн. человек. Плотность населения составляет 42,5 чел./кв.км. По численности населения, по результатам проведенной Всероссийской переписи, Ростовская область занимает второе место в ЮФО. Трудоспособное население составляет около 70 процентов от общей численности.

Агропромышленный комплекс Ростовской области - крупный, многоотраслевой сектор экономики, во многом определяющий уровень занятости и благосостояния населения в целом. На долю сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности приходится 1/3 валового регионального продукта, примерно 20 процентов основных фондов.

Состояние агропромышленного комплекса Ростовской области в социальной сфере характеризуется неустойчивостью и негативными процессами вследствие состояния макроэкономики и неудовлетворительных финансово-хозяйственных результатов деятельности.

За последнее десятилетие в результате спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, ликвидации старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения, социальная сфера находится в кризисном состоянии. Увеличивается отставание села от города по уровню и условиям жизни, нарастают негативные изменения в образе жизни.

Уровень благоустройства сельских поселений остается неизменным на протяжении последних лет. Водопроводом и канализацией города Ростовской области обеспечены на 100 процентов, поселки городского типа - на 100 и 52 соответственно, сельские населенные пункты - на 31 и 0,9 процента.

Сельский жилищный фонд на конец 2002 года составлял 27750,6 кв.м., общая площадь жилищного городского фонда - 54935,2 кв.м. Средняя обеспеченность жильем сельского населения составляет 20,1 кв.м. общей площади на одного жителя.

В 2002 году ввод в действие объектов инфраструктуры в сельской местности был недостаточным и составил: водопроводных сетей 6,6 км (в 1998 году - 23,2 км), газовых сетей 583,9 (315,8), линий электропередач напряжением 0,4 кВт - 118,2 км (265,1 км), напряжением 6-20 кВт - 237,3 км (141,1км), ведомственных и частных автомобильных дорог с твердым покрытием 40,9 км (в 1999 году - 196,6 км). 16 процентов сельских населенных пунктов не имеют дорог с твердым покрытием для связи с сетью дорог общего пользования.

Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно.

Существующая дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует развитию торгово-бытового и других видов сервиса.

Число детских дошкольных учреждений в сельской местности в 2002 году составляло 590 (1997 году - 789), численность детей в дошкольных учреждениях в 2002 году - 27 тыс. человек (в 1997 году - 29 тыс. человек). Число общеобразовательных учреждений в 2002-2003 учебном году составило 1137 единиц (в 1997 году - 1373), численность учащихся - 197,4 тыс. человек (в 1997-1998 годах - 224,9).

В результате сокращения сети общеобразовательных учреждений и отсутствия организованной доставки детей к ним обострилась проблема доступности общего образования. Но нельзя не отметить тот факт, что в связи с принятой областной программой "Дорога к школе" ситуация начинает изменяться в лучшую сторону.

Число учреждений культурно-досугового типа в 2002 году по сравнению с 1997 годом сократилось на 2,5 процента.

Сложившаяся в социальной сфере ситуация препятствует не только увеличению производства продукции, но и формированию социально-экономических условий для устойчивого развития сельских муниципальных образований.

(Абзац 13 в ред. Областного закона от 22.10.2005 N 371-ЗС, НГР:ru61000200500224).

Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции. В одной трети сельских поселений телефонная связь отсутствует. Сеть связи общего пользования, объединяющая все виды электросвязи, является составной частью взаимосвязанной сети России, предназначенной для удовлетворения нужд граждан. Сегодня телефонная сеть в сельских муниципальных образованиях физически и морально изношена, 479 населенных пунктов не телефонизировано.

Вопросы развития физической культуры и спорта становятся ключевым направлением в социальной политике Ростовской области. Основной целью дальнейшего развития системы физической культуры и спорта является формирование у населения устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой, спортом, туризмом и приобретение навыков здорового образа жизни. Вместе с тем, уровень обеспеченности спортивными сооружениями составляет 17,8 процентов от расчетной потребности (в среднем по России - 18), в том числе спортивными залами - 42 (43,1), плавательными бассейнами - 1,5 (4,6).

Несмотря на то, что в Ростовской области в последнее время ежегодно вступают в строй 100-150 спортивных сооружений, обеспеченность населения спортивными объектами остается низкой, что является одной из причин, не позволяющей в полной мере успешно осуществлять задачу оздоровления населения.

Существующая материально-техническая база физической культуры и спорта является отсталой в техническом отношении. Большинство сооружений оснащено старым оборудованием и не имеет необходимых площадей для организации работы с сельским населением. Уровень вовлеченности в занятия физической культурой и спортом всех слоев сельского населения остается низким, всего около 9,8 процента, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-50 процентов.

В настоящее время остро стоит вопрос развития существующей сети учреждений социального обслуживания. Многие из домов-интернатов требуют капитального ремонта, реконструкции и технического переоснащения.

Все эти проблемы существенно повлияли на тенденцию сокращения трудовых кадров в сельском хозяйстве. Численность работников сельскохозяйственных предприятий сократилась с 330 тыс. человек в 1990 году до 144 тыс.человек в 2003 году, то есть более чем в два раза, в том числе руководителей и специалистов всех категорий в 1,4 раза, кадров рабочих профессий в 2,5 раза, из них трактористов-машинистов в 2 раза, животноводов более чем в 4 раза.

В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.

Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение упреждающих мероприятий.

Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной "Целевой программы "Социальное развитие села в Ростовской области до 2008 года" обусловлена:

1) социально-политической остротой проблемы и ее общефедеральным, региональным значением.

Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства Ростовской области необходима государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе;

2) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления, общественных объединений сельских жителей.

Определение ресурсных потребностей села осуществляется органами местного самоуправления путем оценки, корректировки (разработки) схем районной планировки и генпланов застройки сельских муниципальных образований;

3) необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских муниципальных образований.