Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА 2004-2010 ГОДЫ"

1.1. Организационные проблемы развития системы теплоснабжения Республики Марий Эл и пути их решения


Основные проблемы теплоэнергетики Республики Марий Эл, затрагиваемые Программой, приведены в приложении N 1.

В Республике Марий Эл система теплоэлектроснабжения является сложной, так как около 72 процентов всей тепловой энергии производится централизованными источниками, а остальные 28 процентов производятся децентрализованными источниками - автономными и индивидуальными (ведомственными).

Электроэнергетика республики теснейшим образом связана с теплоснабжением: на тепловых электростанциях производится более 60 процентов электрической и почти 32 процента тепловой энергии.

Такое разнообразие структуры системы теплоснабжения по ведомственной принадлежности говорит о сложности управления и финансирования объектов производства, снабжения и потребления тепловой энергии, проведения единой технической и тарифной политики.

Состояние теплоснабжения нельзя признать удовлетворительным. Основными причинами такого состояния являются:

слабое управление и нерешенные вопросы разграничения полномочий и ответственности;

отсутствие перспективных схем развития систем теплоснабжения;

межведомственная разобщенность субъектов рынка теплоснабжения;

отсутствие единой технической, структурно-инвестиционной, организационной и экономической политики.

Суровые климатические условия предопределяют теплоснабжение как наиболее социально-значимый и в то же время наиболее топливоемкий сектор экономики, где более половины энергоресурсов приходится на коммунально-бытовой сектор.

Топливно-энергетический комплекс обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей экономики, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей развития республики. Топливно-энергетические ресурсы являются важными составляющими функционирования каждой отрасли экономики. Любая критическая ситуация в топливно-энергетическом комплексе (высокие цены на энергоносители, огромные долги потребителей за отпущенные энергоресурсы и другие) негативно отражается на всех отраслях экономики республики.

Топливно-энергетический комплекс связан сложными взаимоотношениями с государственным бюджетом, являясь одновременно основным источником формирования его доходной части и получателем государственных средств, оказывая влияние на формирование и исполнение бюджетов всех уровней.

Основными направлениями взаимоотношений являются:

инвестирование объемов капитальных вложений по отрасли "Жилищно-коммунальное хозяйство";

государственный заказ на поставку энергоресурсов организациям-получателям средств из республиканского бюджета Республики Марий Эл и бюджетов муниципальных образований Республики Марий Эл;

возмещение расходов предприятиям, осуществляющим отпуск тепловой энергии населению, - убытки по теплу;

затраты на закупку топлива.

Все это говорит о необходимости реализации последовательной и целенаправленной государственной политики в области использования бюджетных средств и значимости топливно-энергетического комплекса в экономике, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения республики.

Работа системы теплоэлектроснабжения республики должна стать самоуправляемой. Необходимо создать систему управления и эффективный экономический механизм, обеспечивающие надежное функционирование теплоэлектроэнергетики.

Должен быть реализован самофинансируемый процесс повышения энергоэффективности и технической модернизации отрасли как за счет повышения мотиваций к снижению издержек, так и за счет привлечения инвестиций.

1.1.1. Эффективное решение сложных проблем в системе теплоэлектроснабжения невозможно без анализа ее технического и финансового состояния. Объективная и полная информация о положении дел в отрасли за последние годы и составление паспорта системы теплоснабжения республики позволят оценить весомость и определить первоочередность решения выявленных проблем.

Правильная оценка перспективных видов теплоснабжения, технологий модернизации и реконструкции систем, выбор энергосберегающих инженерных решений, поиск оптимальных инвестиционных и финансовых схем, информационная база современного оборудования и материалов - все это в значительной мере может способствовать экономии финансовых и материальных ресурсов.

Паспортизация системы теплоснабжения муниципальных образований республики позволит решить следующие задачи:

разработать программы развития системы теплоснабжения города или районного центра;

выявить резервы энергосбережения и экономии топливно-энергетических ресурсов;

планировать инвестиции в поддержание и развитие системы теплоснабжения;

оптимизировать структуры контроля и управления.

Паспорт системы теплоснабжения муниципального образования включает: