Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА 2004-2010 ГОДЫ"

1.2. Технические и ценовые проблемы развития системы теплоснабжения Республики Марий Эл и пути их решения


Основными факторами, сдерживающими развитие отрасли, являются:

высокая (более 50 процентов) степень износа основных фондов. В связи с этим возрастает возможность возникновения аварийных ситуаций в энергетическом секторе;

сохраняющийся в отрасли дефицит инвестиционных ресурсов. Не созданы условия для необходимого инвестиционного задела, в результате чего отрасль может стать тормозом начавшегося экономического роста республики;

деформация соотношения цен на взаимозаменяемые энергоресурсы, которая привела к отсутствию конкуренции между ними и структуре спроса, характеризующейся чрезмерной ориентацией на газ и снижением доли угля. Политика поддержания относительно низких цен на газ в перспективе может стать следствием нарастания дефицита соответствующих энергоресурсов в результате отсутствия экономических предпосылок для инвестирования в их производство и опережающего роста спроса;

несоответствие производственного потенциала топливо-

энергетического комплекса современному научно-техническому уровню;

отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного энергетического рынка. Не обеспечивается необходимая прозрачность хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий, что негативно сказывается на качестве государственного регулирования их деятельности и на развитии конкуренции;

сохраняющаяся высокая нагрузка на окружающую среду;

отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса.

Техническая политика, ориентированная на упрощенные решения с минимальными затратами - центральное регулирование отпуска тепла, ненадежные теплопроводы и неавтоматизированные тепловые пункты, привела к возникновению серьезных проблем, связанных с низкой надежностью теплоснабжения потребителей, неудовлетворительным уровнем комфорта в зданиях и огромными непроизводительными потерями тепловой энергии.

Создавшийся в результате внешних факторов кризис неплатежей не только существенно ограничил объем средств, выделяемых на эксплуатацию и развитие систем теплоснабжения, но и снизил ликвидность оплаты тепловой энергии, заставив энергоснабжающие организации выполнять новые для них функции коммерческой деятельности в самых разных областях рынка.

Финансовый кризис и связанные с ним обвальные неплатежи за топливо и энергию привели к появлению инвестиционного кризиса - сокращению капитальных вложений в теплоэнергетику республики. Отсутствие необходимых инвестиций не позволяет компенсировать естественное выбытие и поддержание действующих производственных фондов, проводить ремонтные работы.

За время экономических реформ топливно-энергетический комплекс прошел путь к рыночной экономике, осуществив мероприятия по разгосударствлению и акционированию предприятий комплекса и его структурной перестройке. Особенности пути монополизация электроэнергетики и центрального теплоснабжения, воздействие цен энергоносителей на инфляционные и другие процессы в экономике. Переход систем теплоснабжения и обслуживающих предприятий в муниципальную собственность произошел без необходимой организационно-технологической подготовки, что стало причиной их разобщенности и снижения качества теплоснабжения.

В нынешних условиях на рынке электроэнергии отсутствует механизм конкуренции. Тарифы на электрическую энергию на оптовом и розничном рынках определяются федеральной и региональными энергетическими комиссиями на основе затрат поставщиков, которые думают не столько о снижении издержек, сколько о том, чтобы доказать комиссиям обоснованность этих затрат. Региональные тепловые электростанции с большим расходом топлива оказываются загруженными сильнее, чем относительно более эффективные федеральные электростанции.

Такой псевдорынок не позволяет обеспечить достаточную инвестиционную активность. С одной стороны, было резко сокращено бюджетное финансирование отрасли по сравнению с временами плановой экономики, а с другой стороны, не удается привлечь необходимые средства на рынке капиталов.

Привлекательность отрасли для частных инвесторов зависит от величины доходности в электроэнергетике. Однако повышение уровня тарифов на электроэнергию в целях увеличения доходности способно оказать негативный эффект на развитие других отраслей экономики и ситуацию в социальной сфере.

В целях приведения уровня государственных цен (тарифов) к уровню, обеспечивающему экономически обоснованный уровень доходности инвестиционного капитала, вложенного в виды деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2003 г. N 1754-р утверждена программа изменения уровня государственных регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. В процессе выполнения программы уровни цен (тарифов) на электрическую энергию будут определяться на более длительный период, чем в настоящее время, что позволит повысить заинтересованность поставщиков электрической энергии в оптимизации расходов на перспективу, а также снизить ценовые риски для субъектов электроэнергетики и создать условия для привлечения инвестиционного капитала.

Действующая в настоящее время система тарифного регулирования имеет несколько существенных недостатков:

затяжной переход к раздельной работе предприятий топливно-энергетического комплекса по видам деятельности (регулятор устанавливает полный тариф, включающий одновременно все элементы (производство, передача, сбыт электрической и тепловой энергии), что препятствует определению экономически обоснованных тарифов и способствует сохранению перекрестного субсидирования между различными видами деятельности);

отсутствие механизма создания у предприятий заинтересованности в снижении издержек и повышении эффективности своей работы.

Для проведения экономически обоснованной ценовой политики необходимо:

повысить платежную дисциплину потребителей топливно-энергетических ресурсов, усилить контроль за объемами потребления энергоносителей, обеспечить безусловное исполнение обязательств бюджетов всех уровней в части расчетов бюджетополучателей за топливно-энергетические ресурсы;

на основе финансовой и организационной прозрачности естественных монополий необходимо довести регулируемые государством цены и тарифы до уровня, обеспечивающего покрытие всех обоснованных эксплуатационных затрат, с постепенным, не приводящим к ущербу конкурентоспособности товаропроизводителей увеличением инвестиционной составляющей в ценах и тарифах;

преодолеть перекрестное субсидирование, установить зависимость цен на энергоносители для конкретных потребителей от затрат на распределение объема потребления и режима использования энергии.

Для развития электроэнергетики и привлечения инвестиций требуется коренное реформирование отрасли и соответствующая государственная тарифная политика. В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" реформирование отрасли намечено осуществлять на следующих принципах:

отнесение передачи, распределения электроэнергии и диспетчеризации к подлежащим государственному регулированию исключительным видам деятельности, осуществление которых возможно только на основании специальных разрешений (лицензий);

демонополизация и развитие конкуренции в сфере производства, сбыта и оказания услуг (ремонт, наладка, проектирование);

обеспечение всем производителям и потребителям электроэнергии равного доступа к инфраструктуре рынка;