Недействующий

ЗАКОН

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 09 марта 2004 года N 436-ОЗ

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И БОРЬБА С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2004-2006 ГОДЫ)"

(2004-2006 ГОДЫ)"

Принят Магаданской областной Думой 13 февраля 2004 года

(Текст изменен)

{Изменен: Законом Магаданской области от 30.12.2004 N 546-ОЗ}

{Изменен: Законом Магаданской области от 25.10.2005 N 622-ОЗ}

{Фактически недействующий акт}

Статья 1. Утверждение программы


Утвердить областную целевую программу "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Магаданской области (2004-2006 годы)" (далее Программа) (прилагается).

Статья 2. Финансовое обеспечение Программы


Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны и других внебюджетных источников, средств федерального бюджета, выделяемых Магаданской области в рамках федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)". Средства бюджетов муниципальных образований, направляемые муниципальными образованиями на финансирование мероприятий Программы, консолидируются в общем, объеме средств, предусмотренных на ее реализацию.

Статья 3. Контроль за реализацией Программы


Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с Законом Магаданской области "Об областных программах".

Статья 4. Порядок вступления в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор

Магаданской области

Н.Н.ДУДОВ

Утверждена

Законом Магаданской области

"Об областной целевой программе

"Предупреждение и борьба с

заболеваниями социального

характера в Магаданской области

(2004-2006 годы)"

от 9 марта 2004 г. N 436-ОЗ

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И БОРЬБА С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

(2004-2006 ГОДЫ)"

ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ


"ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И БОРЬБА С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2004-2006 ГОДЫ)"


Наименование Программы и подпрограмм

- областная целевая программа "Предупреждение и борьба с борьба с заболеваниями социального характера в Магаданской области (2004-2006 годы)" с подпрограммами: подпрограммами:

"Сахарный диабет" (приложение N 1); "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Магаданской области" (приложение N 2); "Вакцинопрофилактика" (приложение N 3); "О мерах по развитию онкологической помощи населению Магаданской области" (приложение N 4); "О мерах по предупреждению дальнейшего распространения заболеваний, передаваемых половым путем" (приложение N 5); "Неотложные меры по предупреждению распространения в Магаданской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (АНТИ-ВИЧ/СПИД)" (приложение N 6); "Совершенствование территориальной службы медицины катастроф" (приложение N 7).

Основания для разработки Программы

- Постановление Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2001 года "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)"; - Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации"; - Распоряжение губернатора Магаданской области от 7 июля июля 2 003 года N 411-р.

Заказчики Программы

- управление здравоохранения администрации Магаданской области; - федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Магаданской области"; - Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области.

Разработчики Программы

- управление здравоохранения администрации Магаданской области; - федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Магаданской области"; - Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области; - управление внутренних дел Магаданской области; - комитет сельского хозяйства и продовольствия администрации Магаданской области; - территориальный центр медицины катастроф.

Цели и задачи Программы

- снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения Магаданской области; - стабилизация эпидемиологической ситуации в области, связанной с заболеваниями социального характера, на основе комплексного решения проблем их профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных; - развитие материально-технической базы лечебно- профилактических учреждений области, территориального центра медицины катастроф; - совершенствование методов профилактики раннего выявления, диагностики, лечения заболеваний социального характера и реабилитации больных; - повышение профессиональной квалификации медицинских работников области по вопросам предупреждения и борьбы с заболеваниями социального характера и специалистов территориального центра медицины катастроф; - внедрение современных средств диагностики и лекарственных средств нов ого поколения; - предупреждение и ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, совершенствование деятельности территориального центра медицины катастроф.

Сроки и этапы реализации Программы

- 2004-2006 годы I этап (2004-2005 годы): проведение мероприятий по профилактике, диагностике, раннему выявлению, лечению заболеваний социального характера; укрепление материально-технической базы лечебно- профилактических учреждений, центра медицины катастроф, оздоровительных учреждений; повышение уровня готовности здравоохранения области к оказанию экстренной медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях; повышение квалификации медицинских работников в области предупреждения и борьбы с заболеваниями социального характера и специалистов территориального центра медицины катастроф. II этап (2006 год): продолжение проведения мероприятий по профилактике, диагностике, раннему выявлению, лечению заболеваний социального характера и реабилитации больных, по укреплению материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, внедрению в медицинскую практику результатов научно-исследовательских работ и новых технологий, повышению квалификации медицинских работников в области предупреждения и борьбы с заболеваниями социального характера и специалистов территориальной службы медицины катастроф.

Объемы и источники финансирования Программы (в ценах 2002 года)

- 1. Общий объем финансирования Программы - 246665,35 тыс. рублей, из них: на 2004 г. - 63695,85 тыс. руб.; 2005 г. - 90405,04 тыс. руб.; 2006 г. - 92564,46 тыс. руб., в том числе: средства федерального бюджета - 55728,05 тыс. руб., из них: на 2004 г. - 20858,95 тыс. руб.; 2005 г. - 19146,45 тыс . руб.; 2006 г. - 15722,65 тыс. руб.; средства областного бюджета - 100679,2 тыс. руб., из них: на 2004 г. - 19517,0 тыс. руб.; 2005 г. - 42812,4 тыс. руб.; 2006 г. - 38349,8 тыс. руб.; средства - бюджетов муниципальных образований (местные бюджеты) - 28375,86 тыс. руб., из них: на 2004 г. - 11204,0 тыс. руб.; 2005 г. - 8715,75 тыс. руб.; 2006 г. - 8456,11 тыс. руб.; внебюджетные источники - 61882,24 тыс. руб., из них: на 2004 г. - 12115,9 тыс. руб.; 2005 г. - 19730,44 тыс. руб.; 2006 г. - 30035,9 тыс. руб., в том числе: внебюджетный фонд социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны (далее - внебюджетный фонд ОЭЗ) - 48827,24 тыс. руб., из них: на 2004 г. - 11560,9 тыс. руб.; 2005 г. - 11730,44 тыс. руб.; 2006 г. - 25535,9 тыс. руб. - 2. Из общего объема финансирования Программы приходится на подпрограммы: "Сахарный диабет" - всего - 39440,7 тыс. руб., в том числе на 2004 г. - 11479,8 тыс. руб.; "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Магаданской Магаданской области" - 68446,18 тыс. руб., в том числе на 2004 г. - 22872,2 тыс. руб.; "Вакцинопрофилактика" - 31884,0 тыс. руб., в том числе на 2004 г. - 7727,15 тыс. руб.; "О мерах по развитию онкологической помощи населению Магаданской области" - 55467,24 тыс. руб., в том числе на 2004 г. - 12350,0 тыс. руб.; "О мерах по предупреждению дальнейшего распространения на территории Магаданской области заболеваний, передаваемых половым путем" - 8650,1 тыс. руб., в том числе на 2004 г. - 2017,1 тыс. руб.; "Неотложные меры по предупреждению распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (АНТИ-ВИЧ/СПИД)" - 34928,76 тыс. руб., в том числе на 2004 г. - 4735,6 тыс. руб.; "Совершенствование территориальной службы медицины катастроф" - 7848,4 тыс. руб., в том числе на 2004 г. - 2514,0 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- снижение заболеваемости населения туберкулезом до 50 случаев на 10 тысяч взрослого населения, до 8 случаев на 100 тысяч детей, сифилисом в 6,3 раза, гонореей в 3 раза, хламидиозом на 10 процентов, вирусным гепатитом В в 2 раза, дифтерией, корью, эпидемическим паротитом, коклюшем до единичных случаев; - полная ликвидация полиомиелита и врожденной краснухи; - снижение на 30 процентов случаев осложнений при сахарном диабете; - снижение смертности населения Российской Федерации от заболеваний социального характера, в том числе от туберкулеза, до 12 случаев на 100 тысяч населения, от онкологических заболеваний на - 1,5 процента; - увеличение продолжительности жизни больных с заболеваниями социального характера на 5-7 лет, в том числе граждан, страдающих диабетом; - спасение жизни и сохранение здоровья населения в чрезвычайных ситуациях.

Система контроля за исполнением Программы

- осуществляется в соответствии с Закон Магаданской области "Об областных программах".

Исполнители Программы

- управление здравоохранения администрации Магаданской области (далее - управление здравоохранения); - Магаданский территориальный фонд обязательного медицинского страхования; - территориальный центр медицины катастроф; - комитет сельского хозяйства и продовольствия администрации Магаданской области. К исполнению мероприятий Программы могут привлекаться по согласованию: - мэрия г. Магадана; - администрации районов области; - Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области; - управление внутренних дел Магаданской области.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

В настоящее время в Магаданской области, как и в целом в Российской Федерации, сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с резким ростом числа заболеваний социального характера (туберкулез, сахарный диабет, онкологические, инфекционные и венерические заболевания).

В течение последних лет продолжается рост эндокринной патологии, показатель ее у детей превышает показатель Российской Федерации на 5,6 процента за счет роста нарушения обмена веществ по типу ожирения и сахарного диабета.

Показатель заболеваемости сахарным диабетом II типа среди взрослых вырос по сравнению с 2001 годом на 7,1 процента, что обусловлено, в основном, нарушением углеводного обмена в результате несбалансированного питания. Основной причиной ранней инвалидизации населения и летальности от эндокринных заболеваний являются сосудистые осложнения сахарного диабета.

Риск развития ишемической болезни сердца и инфаркта миокарда увеличивается в 2 раза, патологии почек в 17 раз, гангрены нижних конечностей в 20 раз, гипертонической болезни в 3 раза. Основными причинами смерти больных сахарным диабетом являются сердечно-сосудистые заболевания, хроническая почечная недостаточность, инфекции.

Подготовка больных сахарным диабетом к ежедневному самоконтролю позволила в США снизить на 50-70 процентов число ангиопатий, нейропатий и значительно уменьшить расходы на лечение больных.

В 2003 году заболеваемость туберкулезом в Магаданской области составила 60,2 человека на 100 тысяч населения, что превысило этот показатель по сравнению с 1990 годом в 2,2 раза, не снижается показатель заболеваемости бациллярными формами, который по сравнению с 1993 годом вырос в 3,6 раза; в 2,1 раза увеличилась смертность больных туберкулезом. Показатель заболеваемости туберкулезом у детей в Магаданской области превышает Российский в 1,7 раза, что является крайне неблагополучным признаком. Кроме того, растет число больных туберкулезом из социально-дезадаптированных категорий населения (лица без определенного места жительства, освобожденные из мест лишения свободы, алкоголики, наркоманы). Неблагополучная обстановка по туберкулезу отмечается в пенитенциарных учреждениях области. Стали регистрироваться остротекущие и прогрессирующие процессы, появились случаи туберкулезного менингита у детей. В связи с миграционными процессами населения растет число неизвестных источников инфекции. Сказывается недостаточная материально-техническая база противотуберкулезных учреждений, износ на 60 и более процентов диагностической аппаратуры, недостаток квалифицированных кадров. Остро стоит вопрос предоставления изолированной жилой площади больным, заразным бациллярными формами туберкулеза. Так, в 2002 году из 97 нуждающихся семей в области получили изолированное жилье только 13 семей (13,5 процента).

Стремительность нарастания масштабов ВИЧ-инфекции в мире, отсутствие надежных средств профилактики и лечения дают право отнести эту проблему к самым острым вопросам современности. С начала регистрации ВИЧ-инфекции в России (1987 год) и по состоянию на 1 января 2003 года в Магаданской области зарегистрировано 53 ВИЧ-инфицированных человека. Главным фактором риска заражения ВИЧ-инфекцией в области, как и в России, остается внутривенное введение наркотиков (70 процентов). Средний возраст заразившихся 18-25 лет. Темпы роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией с каждым годом увеличиваются. В связи с высокими темпами распространения ВИЧ-инфекции среди населения России и Украины возрастает угроза заноса инфекции на территорию Магаданской области, так как сезонные рабочие на золотодобычу приезжают в основном с Украины и юга России.

По состоянию на 1 сентября 2003 года в Магаданской области зарегистрирован 61 случай ВИЧ-инфекции. Кроме того, наблюдается 195 человек с первично-положительной реакцией на антитела к ВИЧ и 49 человек контактные с ВИЧ-инфицированными с высоким риском заражения.

Следствием распространения ВИЧ-инфекции является не только урон, наносимый здоровью граждан, но и значительные экономические потери, связанные с лечением больных. На лечение одного больного СПИДом необходимо более 500 тысяч рублей в год.

Реальную угрозу распространения в области ВИЧ-инфекции представляет значительный рост СПИД-ассоциированных заболеваний (заболеваний, передаваемых половым путем), рост заболеваемости гепатитом В и С. Если в 2001 году зарегистрирован 301 случай парентеральных вирусных гепатитов В и С, то в 2002 году уже 482 случая, что превышает среднероссийский показатель в 2-3 раза.

В настоящее время на территории области сложилась напряженная ситуация, связанная с ростом венерических заболеваний. Несмотря на то, что в 1999-2000 г.г. наблюдалось снижение заболеваемости сифилисом в 1,7 раза и 1,3 раза соответственно, в 2001 году заболеваемость сифилисом вновь выросла на 5 процентов, а в 2002 году показатель ее составил 105,1 случаев на 100 тысяч населения, что превышает среднероссийский показатель на 22 процента.

По-прежнему регистрируется ежегодный рост заболеваемости гонореей с преобладанием острой гонореи, что является следствием низкого уровня диагностики хронической гонореи из-за слабой материально-технической базы лабораторий районов области. Рост заболеваемости зарегистрирован и среди инфекций, передаваемых половым путем, нового поколения в среднем на 9,5 процента ежегодно.

Проблема защиты населения от массовых инфекционных заболеваний, управляемых средствами специфической профилактики, остается актуальной до настоящего времени.

Несмотря на значительную работу, проведенную по дополнительной иммунизации против кори и эпидемического паротита, на отдельных территориях остается недостаточным охват дополнительными прививками школьников, студентов 1-2 курсов средних специальных и высших учебных заведений. Так, в г. Магадане охват ревакцинацией против кори подростков 15-17 лет в 2002 году составил лишь 87,2 процента, а по итогам 1 полугодия 2003 года 85,7 процента при оптимальном 95 процентов. В г. Магадане уровень охвата этого контингента дополнительными прививками против эпидпаротита как в 2001 году, так и в 2002 году крайне низок 49,7 процента и 46,9 процента соответственно. Данная ситуация чревата ухудшением эпидобстановки по заболеваемости корью и эпидемическим паротитом, учитывая сложившееся неблагополучие в отношении этих инфекций в стране и ближайших к области регионах.

В Магаданской области в 2001 году началось и продолжается снижение роста заболеваемости краснухой. Если в 2001 году показатель заболеваемости этой инфекцией составил 503,2 случая на 100 тысяч населения, то в 2002 году 384,2 случая, а за 6 месяцев 2003 года 71,05 случая. Но, несмотря на это, этот показатель остается выше среднероссийского. Имеют место случаи заболеваний краснухой беременных и связанные с этим трагедии, поскольку заболевание краснухой в первые 3 месяца беременности в 80-90 процентах приводит к поражению плода. В области по-прежнему не решен вопрос иммунизации девушек-подростков и молодых женщин. Централизованная поставка за счет федерального бюджета вакцины против краснухи предусмотрена только для выполнения календаря прививок (вакцинация в возрасте 12-15 месяцев).

В настоящее время главная роль в борьбе с вирусным гепатитом В принадлежит вакцинации, так как обычные рутинные профилактические и противоэпидемические мероприятия не могут коренным образом исправить ухудшившуюся ситуацию в отношении заболеваемости вирусным гепатитом.

Иммунизация против вирусного гепатита В на территории Магаданской области проводится с 1998 года. За этот период охват прививками составил 21,7 процента, в 2002 году 28,9 процента в основном это медицинские работники, новорожденные и дети первого года жизни. Однако темпы иммунизации явно недостаточны, они не позволяют предотвратить массовое распространение данной инфекции среди населения области. Необходима широкомасштабная акция по иммунизации школьников, учащихся медицинского колледжа, ежегодно пополняющих ряды медицинских работников, членов семей больных хроническим гепатитом В и носителей вируса гепатита В с привлечением средств областного, муниципальных бюджетов, внебюджетных источников.

В календаре прививок по эпидемическим показаниям указаны прививки против вирусного гепатита А (ВГА), определен перечень контингентов, подлежащих обязательной иммунизации, но до настоящего времени прививки против этого инфекционного заболевания населению Магаданской области не проводились. Однако с 2001 года на отдельных административных территориях области отмечается рост заболеваемости ВГА, темпы которого в 2002 году значительно выросли. Так, по итогам 10 месяцев областной уровень заболеваемости ВГА вырос в 2 раза, по г. Магадану в 4 раза. Данная ситуация диктует необходимость начала проведения специфической профилактики среди некоторых групп населения. Полностью в течение года провести иммунизацию в соответствии с календарем прививок всех контингентов не позволяют ни финансовые возможности, ни кадровые возможности учреждений здравоохранения и образования. В связи с этим планируется провести поэтапную иммунизацию с первоочередным охватом в 2004 году однократными прививками против ВГА медицинских работников станций "Скорой медицинской помощи", инфекционных стационаров, на территориях на которых отмечен рост заболеваемости.

В структуре инфекционной заболеваемости сумма острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ), включая грипп, ежегодно составляет от 85 до 95 процентов, в 2002 году 86,3 процента. Наиболее эпидемиологически значимым мероприятием по предотвращению массового распространения гриппа и неблагоприятных последствий этого заболевания является вакцинопрофилактика. Вместе с тем, поставки противогриппозных вакцин по линии федерального бюджета прекращены. Для снижения заболеваемости не только среди "обязательных" контингентов, но и в целом среди населения области следует прививать все организованное население, также привлекая средства бюджетов всех уровней и других источников финансирования, в том числе средства предприятий и граждан.

В связи с отсутствием целевого финансирования из областного бюджета на централизованную закупку вакцинных препаратов, в области периодически отсутствовали вакцины для предупреждения таких тяжелых заболеваний как бешенство, клещевой энцефалит.

В условиях снижения заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, особое значение приобретает серологический мониторинг эффективности проводимой иммунизации и фактического состояния коллективного иммунитета для прогноза заболеваемости и своевременной корректировки мероприятий. Эта работа должна быть продолжена и с учетом уже полученных в настоящее время результатов расширена.

Из-за недостаточного финансирования медленно внедряются уницифицированые программные средства, обеспечивающие анализ и достоверную информацию о состоянии заболеваемости и коллективном иммунитете населения.

Требуется продолжить работу по целенаправленному информированию населения о мерах профилактики инфекций, управляемых средствами иммунопрофилактики.

Злокачественные новообразования остаются одной из сложнейших проблем медицины и здоровья населения. В Магаданской области, как и в целом по России, отмечается неуклонный рост заболеваний злокачественными новообразованиями. За последние 10 лет заболеваемость выросла на 43 процента, а за 20 лет на 60 процентов. В 2001 году заболеваемость злокачественными заболеваниями составила 25,9 человека на 1000 населения.

Смертность от злокачественных новообразований за 20 лет также увеличилась на 37 процентов с 70 человек на 100 тысяч населения в 1980 до 163 человек в 2002 году.

В структуре заболеваемости населения Магаданской области злокачественными новообразованиями преобладают опухоли легких (19,2 процента), молочной железы (12,7 процента), желудка (7,3 процента), кожи с меланомой (6,7 процента), ободочной кишки (5,8 процента).

Активная выявляемость злокачественных новообразований остается на низком уровне: в 1991 году 2,9 процента, в 2002 году 3,5 процента. Но при этом запущенность злокачественных новообразований в Магаданской области в течение ряда лет на высоком уровне: 2000 год 38,2 процента; 2001 год 37,6 процента; 2002 год 40,4 процента.

Необходимость совершенствования организации медико-санитарной помощи населению Магаданской области при ликвидации чрезвычайных ситуаций диктуется наличием в области потенциально опасных объектов, имеющих запасы горюче-смазочных, взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществ. Определенную опасность представляют транспортные катастрофы, сохраняется угроза возникновения природных катастроф, групповых инфекционных заболеваний, пищевых токсикоинфекций и других заболеваний. Не исключается возможность террористических актов.

В целях повышения готовности медицинской службы к ликвидации медико-санитарных последствий в Магаданской области создана территориальная служба медицины катастроф.

В службу входят территориальный центр медицины катастроф при Магаданской областной больнице с персоналом, постоянно готовым к выполнению задач по предназначению. В ряде учреждений созданы внештатные бригады экстренной медицинской помощи различных профилей (хирургические, акушерско-гинекологические, токсико-терапевтические, психотерапевтические, инфекционные).

В 14 учреждениях области сформированы 17 врачебно-сестринских бригад для усиления бригад скорой медицинской помощи в очагах массовых поражений.

Девять лечебных учреждений имеют задание на развертывание коечного фонда на случай различных чрезвычайных ситуаций (землетрясение, аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ, авиакатастрофы, аварии на предприятиях, транспорте, эпидемии). С учетом возможностей взаимодействующих служб (Магаданский медицинский центр "Авиамедицина", Главное управление по делам ГО и ЧС Магаданской области, управление внутренних дел Магаданской области) план на развертывание коечного фонда составляет 740 коек.

В службу медицины катастроф входят и центры Госсанэпиднадзора, обеспечивающие организацию санитарно-противоэпидемических мероприятий при чрезвычайных ситуациях.

Основными проблемами, требующими решения при реализации подпрограммы, являются:

1. Необходимость оснащения формирований территориальной службы медицины катастроф табельным имуществом и создание при лечебных учреждениях, имеющих задание на развертывание коек при чрезвычайных ситуациях, объектовых резервов медицинского имущества.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»