Целевая республиканская программа "Развитие системы профессионального образования в Республике Коми" на 2004 - 2008 годы (далее - Программа) разработана с целью реализации комплексных мер, направленных на создание системы кадрового обеспечения организаций, способных удовлетворить потребности рынка труда в квалифицированных специалистах с учетом перспектив социально-экономического развития Республики Коми.
Значительную нагрузку по обеспечению квалифицированными кадрами с учетом потребностей производства, конкретной специальности и квалификации должны нести сами организации. Вместе с тем в большинстве организаций отраслей экономики целенаправленная работа по подготовке кадров отсутствует или не соответствует современным требованиям.
Наблюдается последовательное сокращение объемов подготовки персонала на производстве. В среднем по Республике Коми в 2002 году профессиональное обучение прошли 13 процентов работников организаций отраслей экономики. По отдельным отраслям экономики количество обучающихся составляет: 3,9 процента - в сельском хозяйстве, 6 процентов - в жилищно-коммунальном хозяйстве, 5,8 процента - в торговле и общественном питании, 7 процентов - в строительстве.
Необоснованно снижен уровень расходов организаций на внутрипроизводственное обучение персонала: в среднем по республике затраты составляют 0,7 процента от фонда оплаты труда, или 512 рублей на одного человека в год, в то время как в соответствии с рекомендациями Международной организации труда для поддержания простого воспроизводства профессионального потенциала организаций необходимо обучать в год не менее 25 процентов работающих, а финансовые затраты на эти цели должны предусматриваться не менее 1,5 процента от фонда оплаты труда.
Отсутствие системной, целенаправленной работы по повышению профессионального уровня персонала в организациях отразилось на их кадровом потенциале: 60 процентов рабочих не имеют базового профессионального образования; немногим более половины руководителей имеют высшее образование; 60 процентов руководителей и работников ни разу не повышали свою квалификацию, 25 процентов повышали квалификацию 5 - 10 лет назад. Наблюдается тенденция "к старению" работающей части населения: почти половина (48,7 процента) рабочих старше 40 лет, рабочих до 30 лет - немногим более 20 процентов.
В настоящее время в целом по республике с учетом незначительных объемов подготовки в предыдущие годы требуется переподготовить, повысить квалификацию около 180 тысяч работников организаций.
В соответствии с перспективами социально-экономического развития республики дополнительная потребность только в квалифицированных рабочих кадрах на период 2004 - 2008 годы составляет свыше 50 тысяч человек.
Следует также учесть, что в связи с демографическими процессами экономическое развитие Республики Коми будет проходить в условиях напряженного баланса трудовых ресурсов. К 2016 году численность населения республики сократится на 17 процентов и составит менее миллиона человек. В абсолютном выражении за указанный период население уменьшится на 192 тысячи человек. Трудоспособного населения станет меньше на 20 процентов; населения моложе трудоспособного (до 15 лет) - в 2 раза; в 1,5 раза увеличится численность населения старше трудоспособного возраста.
Проблемы в области кадрового обеспечения организаций отраслей экономики усугубляются и несоответствием структуры подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в образовательных учреждениях профессионального образования Республики Коми. Для устранения существующего несоответствия необходимо принятие решений по перепрофилированию учреждений профессионального образования в соответствии с реальными потребностями рынка труда на основе ежегодно формируемой прогнозной потребности организаций в необходимом персонале, в том числе на уровне отраслевых министерств, муниципальных образований и непосредственно в организациях. А это в свою очередь требует отработки и совершенствования механизма взаимодействия заинтересованных сторон по формированию прогноза потребности рынка труда в кадрах.
Необходимо обновление содержания и структуры системы профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры и других. При этом первоочередного развития требует начальное профессиональное и среднее профессиональное образование, поскольку на современном этапе увеличивается потребность рынка труда в высококвалифицированных рабочих начального и среднего звеньев производства.
Подготовка профессиональных кадров в республике возможна в системе начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. В Республике Коми работают 33 образовательных учреждения начального профессионального образования, из которых 10 - профессиональные лицеи с общим контингентом 17500 учащихся; 23 образовательных учреждения среднего профессионального образования, в том числе 11 колледжей, реализующих программы повышенного уровня, с общим контингентом 14900 учащихся; 26 образовательных учреждений высшего профессионального образования с филиалами с контингентом 27000 студентов по всем формам обучения.
Ежегодно 55 процентов выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования, как правило, трудоустраиваются. Более трети выпускников по результатам государственной экзаменационной аттестации получают разряды выше установленных учебными планами и программами.
Ежегодно дипломы высшего профессионального образования получают около 4000 человек. В среднем более 95 процентов выпускников трудоустраиваются, в то же время по получаемой специальности - не более 40 процентов. Для сравнения: показатель трудоустройства в среднем по России составляет 84,1 процента выпускников высших учебных заведений.
В системе профессионального образования заняты более 4000 преподавателей.
Однако в настоящее время в системе профессионального образования накопилось много острых проблем.
Вызывает тревогу тот факт, что свыше 1000 выпускникам образовательных учреждений начального профессионального образования 2003 года предоставлено право свободного трудоустройства, прежде всего получившим профессии сферы обслуживания. Под давлением конъюнктурных обстоятельств в общем числе получаемых профессий в образовательных учреждениях начального профессионального образования увеличилась доля сервисных направлений подготовки, ориентированных на обслуживающий труд, тогда как наиболее востребованы на рынке труда рабочие высокой квалификации в таких отраслях экономики, как жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, строительство, производство строительных материалов, сельское хозяйство.
Недостаточные объемы подготовки высококвалифицированных электрогазосварщиков, каменщиков, плотников, бетонщиков и рабочих других специальностей приводят к необходимости привлечения рабочих кадров из-за пределов Республики Коми.
В связи с дублированием подготовки по ряду специальностей в образовательных учреждениях профессионального образования в республике выпускников по юридическим и экономическим специальностям с высшим профессиональным образованием больше, чем требуется на рынке труда.
В настоящее время в республике, как и в целом по России, наблюдается искажение структуры воспроизводства кадрового состава организаций отраслей экономики по уровням образования. По последним данным Государственного комитета Республики Коми по статистике, на 10 тысяч населения Республики Коми приходится 150 учащихся учреждений начального профессионального образования, 126 учащихся учреждений среднего профессионального образования, 231 студент высших учебных заведений. Это означает, что структура совокупного выпуска учреждений профессионального образования в Республике Коми на 76 процентов представлена квалифицированными служащими и только на 24 процента квалифицированными рабочими кадрами. При этом доля категории рабочих составляет 75 процентов в сложившейся структуре общей численности занятых в отраслях экономики Республики Коми (в отраслях экономики заняты 65 процентов работающего населения Республики Коми).
Недостаток рабочих высокой квалификации в немалой степени обусловлен и недостатками проводимой профориентационной работы: выпускники общеобразовательных школ слабо ориентированы на обучение по специальностям и профессиям, востребованным на рынке труда республики, только 1 процент из них намеревается работать на производстве в качестве инженеров, технологов или рабочих.
Обращает на себя внимание и состояние материально-технической базы образовательных учреждений профессионального образования. Свыше 70 процентов имеющегося имущества требуют капитального ремонта, замены используемого учебно-производственного оборудования, коэффициент обновления которого не превышает 1,2 - 1,3 процента в год.
В соответствии с реальными потребностями экономики необходимо выстроить оптимальную систему подготовки кадров путем создания многоуровневой структуры высшего профессионального и среднего профессионального образования и формирования ресурсных центров образовательных учреждений начального профессионального образования.
В числе направлений развития профессионального образования особое место занимают укрепление и модернизация материально-технической базы, создание технопарков, современной учебно-методической и информационной базы обучения.
Одно из направлений инновационных процессов в начальном профессиональном образовании - создание ресурсных центров, которые создаются с целью концентрации ресурсов как материальных, так и педагогических для формирования и совершенствования новых технологий, приобретения дорогостоящего оборудования, привлечения к образовательному процессу наиболее подготовленных преподавателей и мастеров производственного обучения. Такие центры могут стать и структурами для постоянного воспроизводства преподавательского состава образовательных учреждений начального профессионального образования. Только в этом случае возможна подготовка конкурентоспособных специалистов. Учитывая то, что Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р, предусмотрен перевод образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования на финансирование за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, необходимо предусмотреть обновление материально-технической базы образовательных учреждений профессионального образования, внедрение новых систем и технологий обучения.
Необходимо повысить эффективность использования знаний и навыков подготовленных специалистов для решения социальных, экономических и культурных проблем республики путем организации постпрограммного сопровождения выпускников на уровне организаций отраслей экономики и социальной сферы, а также использования выпускников в качестве резерва на замещение управленческих должностей в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости комплексного решения обозначенных проблем в области обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы и требует системного подхода в решении поставленных задач программными методами.