Недействующий

Об утверждении региональной целевой Программы "Социальное развитие села Калининградской области до 2010 года"

2.2. Здравоохранение (первичная медико-санитарная помощь)


Калининградская область относится к числу российских регионов со средним уровнем развития здравоохранения. Так, в 2001 г. число больничных коек на 10000 населения по России составило 117,0, по Калининградской области несколько меньше - 113,7, но с учетом всех ведомственных учреждений здравоохранения это число увеличивается на 20% и составляет 136,8. Соответственно должны быть скорректированы и данные по мощности врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений - по системе Министерства здравоохранения Российской Федерации в расчете на 10000 населения они составляют 212 посещений в смену (в Российской Федерации - 247).

Калининградская область занимает в Российской Федерации 36-е место по обеспеченности больничными койками, 50# - по обеспеченности врачами и 61# - по стоимости основных фондов здравоохранения на 1 жителя.

За 1990-2001 годы количественные показатели развития здравоохранения области резко снизились. В расчете на 10000 населения численность врачей сократилась с 45 до 36, среднего медицинского персонала - со 137 до 88, количество больничных коек - с 143 до 113,7. При этом несколько возросла обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями - с 200 до 212 посещений в смену на 10000 населения. Значительная часть медицинских учреждений располагается в довоенных зданиях, требующих капитального ремонта, а 20-25% из них подлежит сносу.

Ожидаемая продолжительность жизни по сравнению с 1990 годом резко снизилась. В 2001 году у мужчин она составляла 57,2 года против 58,6 лет в среднем по Российской Федерации, у женщин - соответственно 69,8 и 72,1 лет#. В 1990 году показатели были близки к средним по Российской Федерации и составляли у мужчин 64,1 года (в Российской Федерации 64,2), у женщин 74,2 года (в Российской Федерации 74,5).

В 1992 году заболеваемость в расчете на 1000 жителей составляла 497 человек, а в 2001 году - уже 613 человек. В то же время этот показатель был ниже среднего по Российской Федерации (726).

Показатели заболеваемости в районах области ниже среднеобластных (за 1999-2001 годы только в Гвардейском районе в 2001 году они были выше средней по области). Однако это свидетельствует не о состоянии здоровья населения, а об обращении жителей в учреждения здравоохранения не по месту жительства, а в Калининград и некоторые другие города с более развитой сетью учреждений (неслучайно наименьшие показатели заболеваемости зафиксированы в пригородном Гурьевском районе). Следовательно, оценить отдельно состояние здоровья сельского населения по сравнению с городским на основе имеющихся статистических данных не представляется возможным.

Уровень смертности в сельской местности составляет 17,6 человека на 1000 жителей, что несколько выше, чем в городских поселениях (16,0), при том, что сельское население - более молодое по сравнению с городским (доля детей на селе 22%, в городе - 17%, лиц пенсионного возраста - соответственно 18% и 20%).

За последние годы предприняты шаги по улучшению медицинского обслуживания села. Практически восстановлена сеть фельдшерско-акушерских пунктов (266 в 1990 г., 228 в 2000 г., 240 в 2001 г.). Обеспеченность больничными койками на 10000 населения в 13 районах области составляет 71, что выше, чем в городах и городских округах (66), мощность амбулаторно-поликлинических учреждений на 10000 населения в районах - 160 посещений в смену, в городах - 146. В районах области функционируют районные больницы.

С учетом относительно хорошей транспортной доступности сельских населенных пунктов и близости расположения действующих медицинских учреждений открытие новых объектов нецелесообразно. Внимание должно быть сосредоточено на повышении оснащенности лечебно-профилактических учреждений и фельдшерско-акушерских пунктов специальным оборудованием и техникой, повышении численности и квалификации медицинского персонала.

Целью данной подпрограммы является поддержка развития сети учреждений здравоохранения в сельской местности и совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи на базе сельских районных, участковых больниц, врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов.

Подпрограмма предусматривает реализацию следующих мероприятий в области развития сети учреждений первичной медико-санитарной помощи:

- укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений здравоохранения сельских районов с учетом создания выездных формирований, центров, отделений общей врачебной (семейной) практики;

- совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению на основе внедрения принципов общей врачебной (семейной) практики;

- обеспечение сельского населения скорой медицинской помощью путем совершенствования нормативно-правового, материально-технического и кадрового обеспечения;

- совершенствование консультативной, диагностической и лечебной помощи на основе внедрения выездных форм оказания медицинской помощи;

- укомплектование учреждений здравоохранения специалистами общей врачебной (семейной) практики;

- развитие института врача общей практики (семейный врач).

В результате реализации мероприятий подпрограммы:

- будет осуществлен капитальный ремонт и реконструкция 6 районных и участковых больниц;

- получат новое оборудование и будут оснащены автотранспортом все сельские врачебные амбулатории и велосипедами - фельдшерско-акушерские пункты.

Привлечение средств международных проектов позволит улучшить оснащенность оборудованием медицинских учреждений, в особенности офисов врачей общей практики (семейных врачей), а также улучшить образовательную подготовку врачей общей практики.

Внебюджетные средства предполагается привлечь для оборудования офисов семейных врачей и стоматологических кабинетов в сельской местности.

Принимая во внимание демографический фактор - ожидаемый рост сельского населения на 4%, количество койко-мест на 10 тысяч жителей составит - 68, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями на 10 тыс. жителей - 154 посещений# в смену (по Российской Федерации 69,5 и 144,4 соответственно).