ЗАКОН
КОРЯКСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 20 декабря 2002 года N 173-оз
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
{Утратил силу: Закон Камчатского края от 18.09.2008 N 122}
{Изменения:
Закон Корякского автономного округа от 28.12.2005 N 121-оз
Закон Корякского автономного округа от 24.03.2006 N 155-оз
Закон Корякского автономного округа от 26.06.2006 N 191-оз
Закон Камчатского края от 28.04.2008 N 37}
(наим. в редакции Закона КАО от 28.12.2005 N 121-оз)
Настоящий Закон регулирует вопросы организации работы по обеспечению дополнительной поддержке прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот органами государственной власти и органами местного самоуправления Корякского автономного округа, а также гражданами.
(преамб. в редакции Закона КАО от 28.12.2005 N 121-оз)
Правовой основой установления дополнительной поддержке прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот являются:
Конституция Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
иные нормативные правовые акты Российской Федерации;
Устав и иные нормативные правовые акты Корякского автономного округа.
(наим., абз 1. в редакции Закона КАО от 28.12.2005 N 121-оз)
В дополнительной поддержке прав и законных интересов нуждаются:
(наим., абз 1. в редакции Закона КАО от 28.12.2005 N 121-оз)
а) дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
б) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба родителя или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, если они продолжают обучение в дневных начальных профессиональных, средних профессиональных и высших учебных заведениях либо проходят службу в Вооруженных Силах Российской Федерации;
(подп. б) ст.2 в редакции Закона КАО от 28.12.2005 N 121-оз)
в) дети в возрасте до 18 лет, от которых отказались родители, дети, родители которых лишены родительских прав, и дети, оставшиеся без попечения родителей в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
г) дети оленеводов;
д) дети, родители которых длительное время (более 6 месяцев) уклоняются от воспитания.
1. Права и законные интересы детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот (далее - детей, ребенка) - это совокупность личных имущественных и
неимущественных прав и интересов ребенка, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность.
2. Формами, обеспечивающими дополнительную защиту прав и законных интересов детей в округе, являются:
а) создание в округе детских домов семейного типа, приемных семей;
б) разработка и принятие соответствующих окружных, районных целевых программ;
в) проведение профилактической работы с неблагополучными семьями, а также с родителями, в отношении которых решается вопрос о лишении их родительских прав;
г) моральное и материальное поощрение представителей общественности, общественных организаций, занимающихся вопросами материнства и детства;
д) создание моральных и материальных стимулов детским домам семейного типа, семьям, взявшим детей на воспитание;
е) иные формы, способствующие защите прав и законных интересов детей, предусмотренные федеральным законодательством.
(наим. гл.2 в редакции Закона КАО от 28.12.2005 N 121-оз)
Дума Корякского автономного округа в пределах своих полномочий:
а) разрабатывает и принимает как по собственной инициативе, так и при участии окружной Администрации, органов местного самоуправления и иных субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, нормативные правовые акты по вопросам, связанным с дополнительной защитой прав детей в округе;
б) обеспечивает контроль за соблюдением и исполнением на территории Корякского автономного округа нормативных правовых актов Корякского автономного округа по данным вопросам.
1. Администрация Корякского автономного округа (далее - Администрация) координирует в пределах своих полномочий деятельность органов местного самоуправления, образовательных учреждений, правоохранительных органов, представителей общественности, связанную с защитой материнства и детства на территории округа. С этой целью в ее структуре создается орган, на который возлагаются данные функции.
2. Администрация:
а) создает Координационный центр, в который могут входить представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, образовательных учреждений, общественности, и действующий в соответствии с Положением, утверждаемым Губернатором;
б) анализирует состояние и, при необходимости, разрабатывает и вносит на утверждение Губернатору проекты нормативных актов, региональные целевые программы по разрешению проблемы социального сиротства детей в округе;
в) принимает участие в устройстве ребенка в семью, при отсутствии такой возможности - в образовательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения на территории округа, либо на территории Российской Федерации в случаях, когда данный вопрос не может быть решен органом местного самоуправления
на территории муниципального образования. С этой целью Администрация формирует в соответствии с федеральным законом окружной банк данных о детях-сиротах, содержащий документированную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей и неустроенных органами местного самоуправления по месту фактического нахождения таких детей, а также документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией в Администрацию;
г) ведет банк данных о детях-сиротах, желающих получить средне-профессиональное, высшее профессиональное образование с целью обеспечения их бесплатного обучения и содержания в образовательном учреждении за счет средств из окружного бюджета;
д) вносит предложения Губернатору о моральном и материальном поощрении приемных семей, детских домов семейного типа;
е) оказывает содействие органам местного самоуправления в вопросах охраны и защиты прав и законных интересов детей.
1. Органы местного самоуправления, являясь органами опеки и попечительства муниципального района и городского округа, осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством.
(п.1 в редакции Закона КО от 26.06.2006 N 191-оз)
2. Органы местного самоуправления:
а) организуют работу по выявлению детей, нуждающихся в защите, ведут первичный учет таких детей, ежегодно направляя первичные данные в Администрацию Корякского автономного округа, ведущую региональный учет;
(подп. "б" утратил силу в редакции Закона КО от 26.06.2006 N 191-оз)
в) разрабатывают и утверждают целевые программы по разрешению проблем социального сиротства в муниципальном образовании;
г) создают координационный центр с участием депутатов, представителей образовательных, лечебных учреждений, правоохранительных органов, общественности, действующий в соответствии с Положением, утверждаемым представительным органом местного самоуправления по представлению главы муниципального образования (главы администрации);
д) обеспечивают на территории муниципального образования профилактическую работу в неблагополучных семьях, а также в семьях, где родитель либо родители являются претендентами на лишение родительских прав; разрабатывают меры морального и материального поощрения представителей общественности, общественных организаций, занимающихся проблемами материнства и детства на территории муниципального образования;
(подп. "е" утратил силу в редакции Закона КО от 26.06.2006 N 191-оз)
ж) оказывают содействие в первоочередном получении бесплатных путевок в летние оздоровительные лагеря и санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний. Оплачивают проезд опекаемых детей до места отдыха;
з) осуществляют контроль в период пребывания детей в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей, за обеспечением бесплатного обучения, бесплатного общежития и коммунальных услуг, а также оплаты проезда на каникулы и обратно, суточных за время пребывания в пути и последующий контроль за условиями содержания, воспитания и образования;
(подп. "з" в редакции Закона КО от 26.06.2006 N 191-оз)
и) осуществляют контроль за сохранением жилья за детьми за весь период их нахождения в учреждении, на учебе, в армии, либо длительного отсутствия по иным, не зависящим от них причинам;
к) обеспечивают детей-сирот, окончивших начальное профессиональное, среднее профессиональное высшее профессиональное учебное заведение жильем вне очереди, если не сохранилось либо не имелось жилья, местом работы и единовременным пособием при устройстве на работу не менее 50 минимальных размеров оплаты труда, выдают безвозвратную ссуду на приобретение жилья.
(подп.к) п.2 ст.6 в редакции Закона КАО от 28.12.2005 N 121-оз)
3. Органы местного самоуправления вправе помещать выделяемые ими из местного бюджета суммы, предусмотренные для ребенка, на счет, открытый на его имя в отделении Сберегательного банка Российской Федерации.
4. Для организации работы по вопросам осуществления опеки (попечительства) над детьми органы местного самоуправления муниципального округа и городского округа создают в структуре местной администрации соответствующий(е) отдел(ы), либо предусматривают должность специалиста по опеке и попечительству, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением, утверждаемым представительным органом местного самоуправления по представлению главы муниципального образования (главы администрации).
(п. 4 в редакции Закона КО от 26.06.2006 N 191-оз)
1. Детский дом семейного типа создается, реорганизуется, ликвидируется по решению органа местного самоуправления. Отношения между учредителем и детским домом семейного типа определяются договором, заключаемым между ними. Учредитель создает детский дом семейного типа при наличии соответствующего заявления супругов, желающих взять на воспитание детей, и положительного заключения органа опеки и попечительства.
2. Детский дом семейного типа образуется при наличии в нем не менее пяти и не более десяти детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей, а с 10-летнего возраста только с их согласия. Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей, находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек. Передача ребенка (детей) осуществляется с учетом его мнения, а с 10-летнего возраста только с его согласия и с согласия администрации воспитательного и лечебно-профилактического учреждений, учреждений социальной защиты населения и другого аналогичного учреждения, в котором находится ребенок.
(п. 2 в редакции Закона КО от 26.06.2006 N 191-оз)
В детский дом семейного типа могут быть временно переданы дети, имеющие родителей-оленеводов, длительно отсутствующих (более 6 месяцев) по месту постоянного жительства в связи со спецификой своей работы. В этом случае, кроме согласия ребенка, требуется и согласие родителей.
Дети, находящиеся в родстве между собой, как правило, передаются в детский дом семейного типа вместе, за исключением случаев, когда по медицинским или другим причинам они не могут воспитываться вместе.
1. Лица, желающие организовать семейный детский дом, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности организации семейного детского дома.
2. К заявлению должны быть приложены:
а) копия трудовой книжки;
б) копия документа об образовании, заверенная в установленном порядке;