Недействующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2004-2007 ГОДЫ

1.1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА


Современное социально-экономическое состояние Магаданской области характеризуется определенными положительными тенденциями, но в целом остается напряженным.

Наличествует диспропорция в развитии отраслей материального производства и нематериальной сферы, по-прежнему остается отрицательным внешнеторговый баланс.

Сохраняются значительные трудности в формировании доходной части консолидированного бюджета.

Наметившаяся в последние годы стабилизация социально-экономической обстановки, экономический рост в базисных отраслях, определенное оздоровление бюджетно-финансовой системы территории пока не изменили тенденцию уменьшения численности населения, трудовых ресурсов и их качества. За прошедшие годы в области почти наполовину уменьшилось число населенных пунктов. Главным образом этот процесс затронул районы области. Функционирование в Магаданской области Особой экономической зоны, стимулирующей развитие ее экономики, еще не привело к ощутимому росту материального достатка основной части населения. Это влияет на сохранение достаточно высокого внешнего сальдо миграции, и в перспективе его прогнозируемая величина будет варьировать в пределах от 4 до 6 тысяч человек в год.

По данным исследований, проведенных СВКНИИ ДВО РАН, в предстоящие 15 лет численность населения к концу периода стабилизируется в интервале 190-220 тысяч человек, величина трудовых ресурсов 120-130 тысяч человек, а число занятых в народном хозяйстве составит 100-110 тысяч человек. Потребность в кадрах будет изменяться в пределах 18-20 тысяч человек. Приведенные оценки весьма вероятны при сохранении благоприятных условий развития экономики, позитивных изменений в миграции и естественном движении населения.

Максимальная потребность в специалистах будет иметь место на этапе 2004-2005 г.г., затем она начнет постепенно снижаться вследствие процессов в развивающейся экономике. Произойдет увеличение числа специалистов, занятых в сфере материального производства, и сокращение числа работающих в непроизводственной сфере.

Очевидно, что в предстоящий период хозяйственных преобразований в регионе возрастающие количественные и качественные ожидания экономики в кадровом обеспечении будут решаться за счет переподготовки и повышения квалификации работающих специалистов и безработных, восстановления договорной системы подготовки дефицитных кадров с гарантией последующего трудоустройства. Одновременно повысится потребность в подготовке специалистов из репродуцированной части населения области, поскольку привлечение трудовых ресурсов из центральных районов страны в настоящее время экономически нецелесообразно.

Решение каждой проблемы потребует концентрации использования капиталов (финансовых ресурсов) в экономике и социальной сфере, участия науки, совершенствования и корректирования нормативно-правовой базы и управления, но, прежде всего, подготовки необходимых кадров и развития образовательной системы.

К 2001 году в Магаданской области были созданы условия для формирования адаптивной системы образования. Эти условия явились следствием региональной политики в образовании, следующей за внешними показателями развития ситуации, и соответствовали социально-экономическим, социокультурным, демографическим процессам, произошедшим в области в 1991-2000 годах. Опыт последних лет показал, что система образования приобрела системообразующее значение для области, поэтому выбор ориентиров для ее развития имеет большое значение.

Дошкольное образование. На 1 января 2003 года система образования определена 51 учреждением дошкольного образования: в области имеют статус центра развития ребенка 5 детских садов, 2 учреждения имеют статус федеральной экспериментальной площадки.

Можно констатировать стабилизацию показателей обеспечения детей дошкольным образованием. Сложившаяся в области система дошкольного образования носит вариативный характер.

Нынешнее состояние системы детских дошкольных учреждений предполагает определенные качественные изменения, в том числе с осуществлением экспериментальных подходов, позволяющих проанализировать реальное состояние ожиданий родителей.

Общее образование. На 1 января 2003 года система была представлена 84 общеобразовательными школами, в том числе 16 начальными школами, 8 основными, 52 полными средними, 4 вечерними (сменными) общеобразовательными школами, 4 специальными (коррекционными) образовательными учреждениями.

Анализ состояния областной системы общего образования показал, что выполнены задачи по ее сохранению. Однако для области принципиальным становится опережающее относительно предыдущего этапа развитие системы общего образования.

Дополнительное образование детей. В систему дополнительного образования детей входит 21 учреждение: 10 центров дополнительного образования, 6 детско-юношеских спортивных школ, 1 Дворец детского творчества, 2 Дома детского творчества, авиационно-технический клуб, станция юных техников. Система дополнительного образования детей обеспечивает вариативный характер предоставляемых образовательных услуг по различным направлениям деятельности.

Начальное профессиональное образование. Система начального профессионального образования области включает в себя 10 профессиональных учебных заведений (шесть профессиональных училищ осуществляют реализацию программ начального профессионального образования, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации; четыре профессиональных лицея), учебно-методический кабинет, Дом культуры "Юность", клуб физической подготовки "Форвард". Общее количество обучающихся по всем формам обучения ежегодно составляет 3,5-3,6 тысяч человек.

Подготовка работников квалифицированного труда осуществлялась по 98 профессиям начального профессионального образования и 11 специальностям среднего профессионального образования. В системе начального профессионального образования внесены коррективы в перечень профессий, введен новый государственный образовательный стандарт.

Среднее профессиональное образование. Система среднего профессионального образования области включает в себя 4 учебных заведения, входящих в государственный сектор образования. Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием направлена на обеспечение потребностей регионального рынка труда, однако управление этой системой традиционно ориентировано на федеральный уровень. Возрастание роли этого сектора образования в развитии региональных социально-экономических комплексов обусловливает усиление его ориентации на специфику кадровых потребностей Магаданского рынка труда.

Высшее профессиональное образование. На территории Магаданской области действуют Северный международный университет и 12 филиалов, представительств государственных и негосударственных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования. Следует отметить, что большинство филиалов и представительств не работают на конкретные потребности области, осуществляя подготовку по наиболее популярным специальностям. Приходится констатировать, что отсутствие межвузовских центров в целом негативно влияет на развитие системы высшего образования области.

Образование коренных малочисленных народов Севера. Нарабатывается опыт решения проблем образования коренных малочисленных народов Севера в школах Северо-Эвенского района, Ольского муниципального округа. С целью повышения уровня общеобразовательной подготовки детей из числа коренных народов Севера, подготовки кадров при Северном международном университете открыто подготовительное отделение и организован Центр малых народов Севера.

Дополнительное профессиональное образование. Его целевая направленность связана с повышением уровня образования и повышением профессиональной квалификации специалистов. Система дополнительного профессионального образования в настоящее время включает в себя факультет дополнительного профессионального образования при Северном международном университете, осуществляющий переподготовку специалистов в области психологии и логопедии по заказу организаций и личным запросам населения; получение второго высшего образования по педагогическим, инженерным и социально-экономическим специальностям на различных факультетах СМУ и других учебных заведениях, находящихся в г. Магадане; институт повышения квалификации педагогических кадров при управлении образования администрации Магаданской области, осуществляющий переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров; различные курсы при Департаменте государственной федеральной службы занятости по Магаданской области, осуществляющем подготовку и переподготовку временно неработающих граждан. Описанная выше система ориентирована на постоянное и последовательное приращение работниками профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с изменяющимися потребностями производства и личными запросами работников. Организация переподготовки и повышения квалификации, обучение новым профессиям в настоящее время является важным фактором поддержки жизнедеятельности различных категорий населения.

Образование взрослых. Целевое назначение данного направления обусловливается желанием взрослого человека обеспечить себя в соответствии с личными интересами и предпочтениями необходимыми знаниями, умениями и навыками. Также оно рассчитано на лиц, окончивших основную школу и прервавшим по каким-либо причинам обучение, которым предоставляется возможность получения образования (полного или профессионального) в вечерних сменных школах, профессионально-технических училищах или в системе профессиональной переподготовки кадров.

Педагогические кадры. В течение последних лет в области удалось сохранить достаточно высокий кадровый потенциал сферы образования. В образовательных учреждениях области работают 3484 педагога общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей.

В течение последних лет стабилизированы показатели обеспеченности образовательных учреждений педагогическими кадрами.

Управление образованием. Состояние управления образованием показывает, что эффективность его работы находится в прямой зависимости от накопленного опыта материально-технического обеспечения принятых решений и опыта управления процессом их реализации. В настоящее время накоплен опыт принятия решений по конкретным проблемам. Однако сама структура управления образованием представлена неравномерно. На областном уровне в системе общего образования она сложилась, а в системе профессионального образования она представлена управлением профессионального образования администрации Магаданской области, которое не имеет полномочий для осуществления комплексного мониторинга этой системы.

Образование является в настоящее время не только социальной сферой, но и очень важной экономической отраслью, так как усиливается его роль в накоплении и развитии человеческого фактора. Несовершенство и неполнота нормативной базы на федеральном и областном уровнях являются одной из причин отсутствия действенных механизмов контроля за исполнением законодательства об образовании со стороны органов местного самоуправления, защиты прав субъектов образовательного процесса, соблюдения государственных гарантий в области образования.

Общей для всех уровней системы образования области является проблема неудовлетворительного финансирования, которая объединяет в себе и дефицит средств, поступающих из федерального бюджета, и отсутствие средств для обновления материально-технической базы образовательных учреждений, и низкую заработную плату педагогов. Неэффективность действующего бюджетного финансирования связана, в основном, с отсутствием нормативов финансирования как общего, так и профессионального образования.

Наблюдается общее снижение качества образования, которое в системе общего образования обусловлено, в частности, перегруженностью учебных программ и, как следствие, физиологическими перегрузками учащихся; в системе начального и среднего профессионального образования разрывом связей с базовыми предприятиями или отсутствием возможностей к установлению подобных необходимых связей.