Недействующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2004-2007 ГОДЫ

3.2. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Дошкольное образование. Перспективным направлением для дошкольной системы образования может считаться оптимизация ее структуры, в основе которой как поддержка существующих дошкольных учреждений, отвечающих запросам родителей, так и внедрение новых форм дошкольного воспитания, предусматривающее создание групп кратковременного пребывания, социальных групп для детей из асоциальных семей. Также целесообразным следует считать развитие учебно-воспитательных комплексов "начальная школа детский сад" и совершенствование работы по соблюдению преемственности дошкольных образовательных учреждений и школы.

Актуальным является совершенствование дошкольными учреждениями дополнительных образовательных программ и дополнительных образовательных услуг.

Общее образование. В первую очередь, необходимо осуществление комплекса мер, направленных на изменение социального статуса учителя. Важнейшим направлением по оптимизации деятельности учреждений общего образования является создание при школах попечительских советов.

Особую актуальность приобретает усиление воспитательной функции школы, обновление задач воспитательных структур и систем школ как в части занятости детей, так и в направлении формирования у учащихся общественных и нравственных ориентиров, общественной активности, мотивации выбора и отношения к профессии, жизненных ценностей, навыков здорового образа жизни. Особое внимание должно быть уделено физическому развитию детей.

Актуальной для развития данной образовательной программы является программа информатизации образовательных учреждений, которая создаст условия для внедрения современных информационных технологий, развития дистанционного обучения.

Дополнительное образование детей. Развитие данной образовательной программы требует сохранения и роста сети учреждений, упорядочения и укрепления их кадровой, программно-методической и материально-технической базы. Данная система нуждается в обоснованных управленческих решениях, которые могут обеспечить ее сбалансированное и устойчивое развитие не только в г. Магадане, но и в области. Система дополнительного образования обладает значительными возможностями для современного решения задач воспитания, так как в ней органично сочетаются различные виды организации досуга с различными формами образовательной деятельности, что помогает решать проблему занятости детей и молодежи.

Начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование. В рамках этой программы продолжается работа над оптимизацией перечня рабочих профессий и специальностей с учетом потребностей Магаданской области и перспективных потребностей государства и общества в целом. В связи с этим приоритетный характер носят мероприятия по разработке нормативно-правового обеспечения активного участия работодателей и других социальных партнеров в решении основных проблем: выработки стандартов, формировании заказов, а также принятии нормативно-правовых актов, стимулирующих софинансирование предприятиями различных форм собственности подготовки рабочих и специалистов. Не подлежит сомнению необходимость разработки областных нормативов финансирования этих уровней образования. Потенциальным является направление работы по созданию моделей интеграции различных ступеней профессионального образования: ассоциация, учебно-научно-производственное объединение, учебно-производственный комплекс.

Значительное место занимает и реализация воспитательной функции образовательных учреждений в процессе профессионального становления личности учащегося (студента).

Высшее профессиональное и послевузовское образование. Развитие данной образовательной программы предполагает разработку научно-методического сопровождения государственных стандартов с учетом современных и перспективных потребностей Магаданской области и личности, разработку требований к деятельности филиалов и представительств государственных и негосударственных вузов в части соответствия потребностям области, мониторинг выполнения ими лицензионных требований, а также постановку вопроса об участии данных образовательных учреждений в решении социальных проблем профессорско-преподавательского состава. Требует реализации задача создания университетского комплекса.

Дополнительное профессиональное образование. Развитие данной образовательной программы связано с повышением квалификации специалистов и руководителей в соответствии с потребностями реального сектора экономики; принятием нормативно-правовых актов (в том числе о закреплении обязанностей работодателя по повышению квалификации, профессиональных знаний, умений и навыков работников), разработкой механизмов, обеспечивающих переподготовку незанятых и освобождающихся работников (в том числе введение именных финансовых обязательств).

Образование взрослых. Представляется возможной организация курсов по ряду направлений в учебных заведениях города Магадана, особенно на базе филиалов и представительств государственных и негосударственных вузов: курсы компьютерной грамотности, бухгалтерские курсы, курсы обучения иностранным языкам, обучение специалистов по организации общественных отношений (корпоративный стиль учреждения и др.), курсы дизайнеров, визажистов, стилистов и прочие.

Образование лиц, находящихся в местах лишения свободы (изоляторах временного содержания, исправительно-трудовых колониях и др.) может осуществляться непосредственно в соответствующей системе учреждений, однако специальной проработки требует возможность получения данными лицами высшего образования (заочная форма или экстернат) на базе высших учебных заведений Магаданской области.

Образование коренных малочисленных народов Севера. Приоритетными направлениями являются: разработка и обеспечение содержания образования, учебно-методических комплексов на разных уровнях его осуществления, стимулирование подготовки педагогических кадров по родному языку и традиционным видам деятельности, расширение числа национальных школ, разработка и реализация специальной программы "Образование коренных малочисленных народов Севера", предусматривающей образование на двуязычной основе, формирование собственной гуманитарной и технической интеллигенции, подготовку специалистов различного уровня и профилей.

Международное сотрудничество. Основной задачей этой программы является создание условий для формирования системы международных связей в области образования, которая позволит областной системе образования выйти на международный рынок образовательных услуг. Важнейший его показатель процесс международного обмена "носителями" знаний. В комплекс мероприятий должны войти: совершенствование нормативно-правовой базы, создание условий для реализации индивидуального спонсорства предприятий и учреждений по осуществлению целевой подготовки специалистов для Магаданской области за рубежом; создание современной, соответствующей мировым стандартам системы обучения иностранных граждан в учреждениях областной системы образования; обеспечение содействия в изучении языков сопредельных стран в образовательных учреждениях Магаданской области; создание условий для изучения русского языка в сопредельных странах; проведение рекламно-информационной кампании.