Создание университетских комплексов существенная часть модернизации образования области. Основной формой их организации является интеграция образовательных учреждений различного уровня, науки и производства. Целесообразность их создания отмечена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 676 "Об университетских комплексах".
Целью создания университетских комплексов является повышение качества учебно-научной, производственной деятельности и эффективности государственных расходов на образование; формирование и реализация комплексных программ социально-экономического развития Магаданской области за счет объединения его научного, образовательного, промышленного и финансового потенциала. Университетский комплекс это основа консолидации учебных заведений, организации их взаимодействия как по вертикали (школа профессиональный лицей техникум вуз учебное заведение повышения квалификации), так и по горизонтали (вуз научное учреждение производство), а также удовлетворение потребности в создании единой комплексной системы организации образования и практической подготовки в Магаданской области.
В университетском комплексе университет играет роль координирующего центра для участников этого комплекса образовательных, научных, производственных учреждений.
Учитывая сложность организации университетского комплекса, необходимо определиться, какая из его моделей будет наиболее целесообразной для области:
- университетский образовательный округ;
- ассоциация образовательных учреждений как субъектов, сохраняющих статус юридического лица;
- университетский комплекс как единое автономное учебное заведение (единое юридическое лицо) без сохранения статуса юридического лица у субъектов комплекса.
Представляется, что наиболее приемлемой формой университетского комплекса являются договорные и ассоциативные отношения, сохраняющие юридическую самостоятельность входящих субъектов образовательных, научных, производственных.
На первом этапе создания университетского комплекса в Магаданской области в него могли бы войти (наряду с академическими институтами и предприятиями) образовательные учреждения общего, начального и среднего профессионального образования, реализующие профессиональные программы по ряду родственных специальностей и направлений. Это во многом будет способствовать формированию единого образовательного пространства области, обеспечению высокого уровня преемственности между образовательными учреждениями, позволит полнее использовать потенциал высшей школы для решения задач развития образования, науки, культуры, спорта в области.