ЗАКОН
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 12 апреля 2004 года N 444-ОЗ
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2004-2007 ГОДЫ
Принят Магаданской областной Думой 26 марта 2004 года
(Текст изменен)
{Изменен : Законом Магаданской области от 21.02. 2005 N 567-ОЗ}
{Изменен: Законом Магаданской области от 25.10.2005 N 622-ОЗ}
{Изменен: Законом Магаданской области от 19.05.2006 N 717-ОЗ}
{Изменен: Законом Магаданской области от 22.12.2006 N 790-ОЗ}
{Изменен: Законом Магаданской области от 18.06.2007 N 872-ОЗ}
{Фактически недействующий акт}
Утвердить областную целевую программу "Развитие образования в Магаданской области" на 2004-2007 годы (далее Программа) (прилагается).
Финансирование мероприятий Областной целевой программы "Развитие образования в Магаданской области " на 2004 - 2005 годы осуществляется в соответствии с федеральным и областным бюджетным законодательством.
Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии Законом Магаданской области "Об областных программах".
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Магаданской области
Н.Н.ДУДОВ
Законом Магаданской области
"Об областной целевой программе "Развитие
образования в Магаданской области"
на 2004-2007 годы"
от 12 апреля 2004 г. N 444-ОЗ
{Изменен: Законом Магаданской области от 18.06.2007 N 872-ОЗ}
Магадан 2004
Наименование Программы | - областная целевая программа "Развитие образования в Магаданской области" на 2004-2007 годы |
Основание для разработки Программы | - Распоряжение губернатора Магаданской области от 10 мая 2001 года N 162-р |
Государственный заказчик Программы | - администрация Магаданской области |
Разработчики Программы | - департамент образования администрации области; Северный международный университет; Магаданский филиал Московской государственной юридической академии; Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт Дальневосточного отделения Российской академии наук; департамент профессионального образования администрации области; Магаданский политехникум; Магаданский сельскохозяйственный техникум; управление культуры администрации области; управление здравоохранения администрации области; Магаданский областной комитет государственной статистики |
Цель Программы | - обеспечение адаптации системы образования к изменяющимся социально-экономическим условиям региона и опережающего ее развития с созданием условий для поэтапного перехода к новому уровню образования |
Задачи Программы | - обеспечение и закрепление на практике гарантий приоритетности системы образования в жизнедеятельности Магаданской области; укрепление взаимосвязей образования, науки, производства, культуры, здравоохранения; усиление взаимосвязей системы образования и рынка труда; сохранение и расширение общедоступной системы общего и дополнительного образования; совершенствование нормативно-правовой базы системы образования Магаданской области; улучшение экономических механизмов обеспечения системы образования финансовыми, материально- техническими, информационными и иными ресурсами; совершенствование социальной защиты работников системы образования и обучающихся; подготовка кадров для системы образования |
Сроки и этапы реализации Программы | - 2004-2007 годы. Первый этап - 2004 год: мониторинг исполнения законодательной базы, отражающей и затрагивающей интересы системы образования, с последующей корректировкой ранее принятых программ и планов, совершенствование нормативно-правовой базы системы образования Магаданской области; разработка областных дифференцированных нормативов финансирования системы образования. Второй этап - 2005-2007 годы: оптимизация системы образования; совершенствование содержания образования, его организационных форм, методов и технологий |
Основные направления Программы | - совершенствование и развитие системы управления образованием; реализация, совершенствование и развитие нормативно- правовой базы системы образования Магаданской области; оптимизация системы образования Магаданской области; восстановление воспитательной функции семьи и развитие воспитательных функций образовательных учреждений |
Объемы и источники финансирования Программы | на 2004-2007 годы - 81167,0 тысяч рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 100,0 тысяч рублей; средства областного бюджета (в объеме средств, направляемых из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий) - 38100,0 тысяч рублей; средства областного бюджета - ,0 тысяч рублей; средства бюджета внебюджетного фонда социально-экономического развития Магаданской области в условиях деятельности Особой экономической зоны (далее - также бюджет ВФОЭЗ) - 14016,0 тысяч рублей; средства местных бюджетов (по согласованию) -1704,0 тысячи рублей |
Ожидаемые результаты Программы | - достижение финансовой устойчивости системы образования Магаданской области; создание рыночных механизмов адаптации системы образования Магаданской области; эффективная деятельность системы образования Магаданской области и рациональное использование ее финансовых, материальных и кадровых ресурсов; создание условий для исполнения органами власти положений Программы; сопряженность подпрограмм развития образования как составных частей Программы |
Исполнители программы | -департамент образования администрации Магаданской области; - управление культуры администрации Магаданской области; -департамент здравоохранения администрации Магаданской области -- комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации Магаданской области ; -муниципальные органы управления образованием; -средние профессиональные учебные заведения. |
Контроль за исполнением Программы | - контроль за реализацией настоящей Программы осуществляется в соответствии с "О б областных программах". |
Список сокращений, используемых в Программе
СМУ Северный международный университет
Мф МГЮА Магаданский филиал Московской государственной юридической академии
СВКНИИ ДВО РАН Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт Дальневосточного отделения
Российской Академии наук
ИБПС ДВО РАН Институт биологических проблем Севера Дальневосточного отделения Российской Академии наук
МНИЦ "Арктика" Международный научно-исследовательский центр "Арктика"
ВНИК Временный научно-исследовательский коллектив
Средства ОЭЗ Средства внебюджетного фонда социально- экономического развития Магаданской области в условиях
деятельности Особой экономической зоны
ФЦП Федеральные целевые программы
Многолетняя и трудная дискуссия о путях модернизации национальной системы образования России завершилась. Федеральным Законом "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10 апреля 2000 года N 51-ФЗ утверждена Федеральная программа развития образования. Программа является основой государственной политики Российской Федерации в области образования, определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры по ее реализации, конкретизируемые в соответствующих региональных программах.
Областная целевая программа "Развитие образования в Магаданской области" на 2004-2007 годы разработана в соответствии с Распоряжением губернатора Магаданской области от 10 мая 2001 года N 162-р. Программа развивает основные цели и задачи Федеральной программы в условиях конкретной экономической, социальной, демографической и этнокультурной обстановки с учетом специфики области как северного региона и особенностей функционирования регионального рынка труда. Программа направлена на решение проблем и задач образования, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению субъектов Российской Федерации.
Образовательная система территории это целостная организованная система с сильными вертикальными связями и горизонтальными отношениями между ее элементами образовательными учреждениями. Правовое положение образования как системы выступает в качестве методологии настоящей Программы для наиболее эффективного решения задач развития образования в условиях жесткого дефицита финансовых ресурсов, выделяемых из федерального и местных бюджетов.
Развитие образования происходит в сложной обстановке, обусловленной влиянием ряда дестабилизирующих факторов: неполнотой и систематическим неисполнением нормативных правовых актов в области образования, социальной и экономической нестабильностью, острым дефицитом финансовых средств. В этих условиях чрезвычайно важно обеспечить реализацию главных социальных функций образования: повышение образовательного уровня населения и подготовку квалифицированных кадров для нужд территории. Необходимо выделить и решить приоритетные проблемы, связанные с модернизацией материальной базы образовательных учреждений, повышением "качества" преподавательских коллективов, оплатой их труда и пенсионного обеспечения, иными словами, с обеспечением адаптации образовательной системы к новым информационным технологиям и требованиям специфического рынка труда в Магаданской области.
Современное социально-экономическое состояние Магаданской области характеризуется определенными положительными тенденциями, но в целом остается напряженным.
Наличествует диспропорция в развитии отраслей материального производства и нематериальной сферы, по-прежнему остается отрицательным внешнеторговый баланс.
Сохраняются значительные трудности в формировании доходной части консолидированного бюджета.
Наметившаяся в последние годы стабилизация социально-экономической обстановки, экономический рост в базисных отраслях, определенное оздоровление бюджетно-финансовой системы территории пока не изменили тенденцию уменьшения численности населения, трудовых ресурсов и их качества. За прошедшие годы в области почти наполовину уменьшилось число населенных пунктов. Главным образом этот процесс затронул районы области. Функционирование в Магаданской области Особой экономической зоны, стимулирующей развитие ее экономики, еще не привело к ощутимому росту материального достатка основной части населения. Это влияет на сохранение достаточно высокого внешнего сальдо миграции, и в перспективе его прогнозируемая величина будет варьировать в пределах от 4 до 6 тысяч человек в год.
По данным исследований, проведенных СВКНИИ ДВО РАН, в предстоящие 15 лет численность населения к концу периода стабилизируется в интервале 190-220 тысяч человек, величина трудовых ресурсов 120-130 тысяч человек, а число занятых в народном хозяйстве составит 100-110 тысяч человек. Потребность в кадрах будет изменяться в пределах 18-20 тысяч человек. Приведенные оценки весьма вероятны при сохранении благоприятных условий развития экономики, позитивных изменений в миграции и естественном движении населения.
Максимальная потребность в специалистах будет иметь место на этапе 2004-2005 г.г., затем она начнет постепенно снижаться вследствие процессов в развивающейся экономике. Произойдет увеличение числа специалистов, занятых в сфере материального производства, и сокращение числа работающих в непроизводственной сфере.
Очевидно, что в предстоящий период хозяйственных преобразований в регионе возрастающие количественные и качественные ожидания экономики в кадровом обеспечении будут решаться за счет переподготовки и повышения квалификации работающих специалистов и безработных, восстановления договорной системы подготовки дефицитных кадров с гарантией последующего трудоустройства. Одновременно повысится потребность в подготовке специалистов из репродуцированной части населения области, поскольку привлечение трудовых ресурсов из центральных районов страны в настоящее время экономически нецелесообразно.
Решение каждой проблемы потребует концентрации использования капиталов (финансовых ресурсов) в экономике и социальной сфере, участия науки, совершенствования и корректирования нормативно-правовой базы и управления, но, прежде всего, подготовки необходимых кадров и развития образовательной системы.
К 2001 году в Магаданской области были созданы условия для формирования адаптивной системы образования. Эти условия явились следствием региональной политики в образовании, следующей за внешними показателями развития ситуации, и соответствовали социально-экономическим, социокультурным, демографическим процессам, произошедшим в области в 1991-2000 годах. Опыт последних лет показал, что система образования приобрела системообразующее значение для области, поэтому выбор ориентиров для ее развития имеет большое значение.
Дошкольное образование. На 1 января 2003 года система образования определена 51 учреждением дошкольного образования: в области имеют статус центра развития ребенка 5 детских садов, 2 учреждения имеют статус федеральной экспериментальной площадки.
Можно констатировать стабилизацию показателей обеспечения детей дошкольным образованием. Сложившаяся в области система дошкольного образования носит вариативный характер.
Нынешнее состояние системы детских дошкольных учреждений предполагает определенные качественные изменения, в том числе с осуществлением экспериментальных подходов, позволяющих проанализировать реальное состояние ожиданий родителей.
Общее образование. На 1 января 2003 года система была представлена 84 общеобразовательными школами, в том числе 16 начальными школами, 8 основными, 52 полными средними, 4 вечерними (сменными) общеобразовательными школами, 4 специальными (коррекционными) образовательными учреждениями.
Анализ состояния областной системы общего образования показал, что выполнены задачи по ее сохранению. Однако для области принципиальным становится опережающее относительно предыдущего этапа развитие системы общего образования.
Дополнительное образование детей. В систему дополнительного образования детей входит 21 учреждение: 10 центров дополнительного образования, 6 детско-юношеских спортивных школ, 1 Дворец детского творчества, 2 Дома детского творчества, авиационно-технический клуб, станция юных техников. Система дополнительного образования детей обеспечивает вариативный характер предоставляемых образовательных услуг по различным направлениям деятельности.
Начальное профессиональное образование. Система начального профессионального образования области включает в себя 10 профессиональных учебных заведений (шесть профессиональных училищ осуществляют реализацию программ начального профессионального образования, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации; четыре профессиональных лицея), учебно-методический кабинет, Дом культуры "Юность", клуб физической подготовки "Форвард". Общее количество обучающихся по всем формам обучения ежегодно составляет 3,5-3,6 тысяч человек.
Подготовка работников квалифицированного труда осуществлялась по 98 профессиям начального профессионального образования и 11 специальностям среднего профессионального образования. В системе начального профессионального образования внесены коррективы в перечень профессий, введен новый государственный образовательный стандарт.
Среднее профессиональное образование. Система среднего профессионального образования области включает в себя 4 учебных заведения, входящих в государственный сектор образования. Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием направлена на обеспечение потребностей регионального рынка труда, однако управление этой системой традиционно ориентировано на федеральный уровень. Возрастание роли этого сектора образования в развитии региональных социально-экономических комплексов обусловливает усиление его ориентации на специфику кадровых потребностей Магаданского рынка труда.
Высшее профессиональное образование. На территории Магаданской области действуют Северный международный университет и 12 филиалов, представительств государственных и негосударственных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования. Следует отметить, что большинство филиалов и представительств не работают на конкретные потребности области, осуществляя подготовку по наиболее популярным специальностям. Приходится констатировать, что отсутствие межвузовских центров в целом негативно влияет на развитие системы высшего образования области.
Образование коренных малочисленных народов Севера. Нарабатывается опыт решения проблем образования коренных малочисленных народов Севера в школах Северо-Эвенского района, Ольского муниципального округа. С целью повышения уровня общеобразовательной подготовки детей из числа коренных народов Севера, подготовки кадров при Северном международном университете открыто подготовительное отделение и организован Центр малых народов Севера.
Дополнительное профессиональное образование. Его целевая направленность связана с повышением уровня образования и повышением профессиональной квалификации специалистов. Система дополнительного профессионального образования в настоящее время включает в себя факультет дополнительного профессионального образования при Северном международном университете, осуществляющий переподготовку специалистов в области психологии и логопедии по заказу организаций и личным запросам населения; получение второго высшего образования по педагогическим, инженерным и социально-экономическим специальностям на различных факультетах СМУ и других учебных заведениях, находящихся в г. Магадане; институт повышения квалификации педагогических кадров при управлении образования администрации Магаданской области, осуществляющий переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров; различные курсы при Департаменте государственной федеральной службы занятости по Магаданской области, осуществляющем подготовку и переподготовку временно неработающих граждан. Описанная выше система ориентирована на постоянное и последовательное приращение работниками профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с изменяющимися потребностями производства и личными запросами работников. Организация переподготовки и повышения квалификации, обучение новым профессиям в настоящее время является важным фактором поддержки жизнедеятельности различных категорий населения.
Образование взрослых. Целевое назначение данного направления обусловливается желанием взрослого человека обеспечить себя в соответствии с личными интересами и предпочтениями необходимыми знаниями, умениями и навыками. Также оно рассчитано на лиц, окончивших основную школу и прервавшим по каким-либо причинам обучение, которым предоставляется возможность получения образования (полного или профессионального) в вечерних сменных школах, профессионально-технических училищах или в системе профессиональной переподготовки кадров.
Педагогические кадры. В течение последних лет в области удалось сохранить достаточно высокий кадровый потенциал сферы образования. В образовательных учреждениях области работают 3484 педагога общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей.
В течение последних лет стабилизированы показатели обеспеченности образовательных учреждений педагогическими кадрами.
Управление образованием. Состояние управления образованием показывает, что эффективность его работы находится в прямой зависимости от накопленного опыта материально-технического обеспечения принятых решений и опыта управления процессом их реализации. В настоящее время накоплен опыт принятия решений по конкретным проблемам. Однако сама структура управления образованием представлена неравномерно. На областном уровне в системе общего образования она сложилась, а в системе профессионального образования она представлена управлением профессионального образования администрации Магаданской области, которое не имеет полномочий для осуществления комплексного мониторинга этой системы.