(с изменениями на 11 декабря 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
указа Губернатора Магаданской области от 5 февраля 2021 года N 21-у
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением губернатора Магаданской области от 11 декабря 2004 года N 217 (Магаданская правда, N 142, 21.12.2004).
____________________________________________________________________
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", в целях обеспечения эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Магаданской области
постановляю:
1. Утвердить Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Магаданской области (приложение N 1).
2. Утвердить Основные требования к разработке плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на объектах экономики Магаданской области (приложение N 2).
3. Главному управлению по делам ГО и ЧС Магаданской области, Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Магаданской области, Северо-Восточному управлению Госгортехнадзора России, Магаданской специализированной морской инспекции МПР России в течение 2004 года разработать мероприятия, направленные на поддержание организаций, осуществляющих операции с нефтью и нефтепродуктами в состоянии постоянной готовности к ликвидации аварийных разливов.
4. Организациям независимо от форм собственности, осуществляющим операции с нефтью и нефтепродуктами на территории Магаданской области:
4.1. В течение 2004 года разработать, согласовать и утвердить в надзорных органах:
план ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с установленными требованиями;
план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС).
4.2. Создать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке (пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2004 года постановлением губернатора Магаданской области от 11 декабря 2004 года N 217, - см. предыдущую редакцию).
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Главное управление по делам ГО и ЧС Магаданской области.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Н.Н.Дудов
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
губернатора области
от 24 мая 2004 года N 119
ПРАВИЛА
организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов на территории Магаданской области
1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливают требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов и их производных (далее - мероприятия), направленные на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду Магаданской области.
Организация мероприятий производится органами исполнительной власти Магаданской области, органами местного самоуправления Магаданской области и организациями независимо от форм собственности, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефтепродуктов (далее - организации).
2. В организациях должен быть:
план действий о предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - план), разработанный и согласованный в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Магаданской области;
план действий по предупреждению и ликвидации ЧС, разработанный и согласованный в соответствии с требованиями МЧС России.
3. Организации обязаны:
создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить обучение и аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации;
оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке;
немедленно оповещать в установленном порядке органы управления по делам ГО и ЧС о фактах разлива нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по локализации и ликвидации разлива;
иметь достаточные резервы финансовых средств и материально- технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
обучать работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов;
содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение разливов нефти и нефтепродуктов и снижение масштабов опасности их последствий;
принимать меры по охране жизни и здоровья работников в случае разлива нефти и нефтепродуктов;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;
корректировку документов плана проводить два раза в год, по состоянию на 01 января и 01 июня, а также при изменении исходных данных;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
иметь лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;
иметь и поддерживать в постоянной готовности системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения;
организация, объект должны быть застрахованными и иметь свидетельство о страховании пожаровзрывоопасного объекта;
заключать договоры на обслуживание с Главным управлением по делам ГО и ЧС Магаданской области с получением свидетельства на обслуживание пожаровзрывоопасных объектов аварийно-спасательными и пожарно-спасательными службами (формированиями) установленного образца.
4. С целью определения необходимого состава сил и специальных технических средств на проведение мероприятий организациями осуществляется прогнозирование последствий разливов нефти и нефтепродуктов и обусловленных ими вторичных факторов чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование осуществляется относительно последствий максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов и на основании оценки риска с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей, а также характера использования территорий (акваторий).
Задачами прогнозирования является определение:
возможных масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, степени их негативного влияния на население и объекты его жизнеобеспечения, на объекты производственной и социальной сферы, а также на объекты окружающей природной среды;
границ районов повышенной опасности возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
последовательности, сроков и наиболее эффективных способов выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
5. Планирование действий по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов и доведению остаточного содержания углеводородов в окружающей природной среде до допустимого уровня, отвечающего соответствующим природно-климатическим и иными особенностям территорий, целевому назначению и виду использования земель, водных объектов, участков лесного фонда, иных природных объектов, осуществляется на основе результатов прогнозирования последствий максимально возможного разлива нефти и нефтепродуктов, данных о составе имеющихся на объекте сил и специальных технических средств, а также данных о профессиональных аварийно-спасательных формированиях (службах), привлекаемых для ликвидации разливов.
Целью планирования действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является:
определение необходимого состава сил и специальных технических средств для локализации разливов в установленные сроки, указанные в пункте 6 настоящих Правил, а также для организации последующих работ по ликвидации их последствий;
определение порядка взаимодействия и обеспечения действий всех привлекаемых сил и специальных технических средств в ходе ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов.
Разработка и согласование плана ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов осуществляется в соответствии с Основными требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
6. Порядок привлечения сил и специальных технических средств ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов определяют председатели соответствующих комиссий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС) в соответствии с планом ликвидации, разработанным и утвержденным установленным порядком. Привлекаемые на основании договоров профессиональные аварийно-спасательные формирования (службы) должны иметь лицензии, если этого требует законодательство Российской Федерации и (или) быть аттестованными на ведение данного вида работ.
Привлечение к работам по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов неквалифицированного персонала допускается только организованным порядком, в составе бригад (звеньев) профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб) при условии обеспечения безопасности труда и проведения соответствующего инструктажа.
Для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов регионального и федерального значений могут привлекаться поисковое-спасательные формирования (службы) МЧС России, воинские части и подразделения войск Гражданской обороны, других войск и органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Для уточнения масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, сложившейся обстановки и прогнозирования ее развития создаются оперативные группы специалистов соответствующего профиля.
Руководство работами по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется КЧС организации, а на море также отраслевыми специализированными органами управления. Эти работы проводятся круглосуточно в любую погоду (на море - при допустимых навигационных и гидрометеорологических условиях). Смена состава формирований (подразделений) проводится непосредственно на рабочих местах.
Если масштабы разлива нефти и нефтепродуктов таковы, что соответствующая КЧС не обладает достаточным количеством сил и средств для его ликвидации, она обращается за помощью к вышестоящей КЧС.
Вышестоящая КЧС может взять на себя руководство или координацию работ по ликвидации данной чрезвычайной ситуации либо оказать помощь необходимыми силами и средствами.
8. Мероприятия по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов проводятся организацией, осуществляющей операции с нефтью нефтепродуктами. При отсутствии или недостаточности своих сил к выполнению работ по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов привлекаются профессиональные аварийно-спасательные формирования. Все затраты на проведение указанных мероприятий восполняются за счет средств организации-виновника разлива нефти и нефтепродуктов.
При поступлении сообщения (уведомления) о разливе нефти и нефтепродуктов (время локализации разлива не должно превышать 4 часа - при разливе в акватории и 6 часов - при разливе на почве с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов) или с момента поступления информации о разливе проводятся следующие мероприятия:
оповещение и сбор соответствующей КЧС, в зависимости от категории чрезвычайной ситуации;
приведение в готовность органов управления, сил, введение в действие соответствующих планов локализации;
оценка сложившейся обстановки в районе разлива нефти и нефтепродуктов;
принятие неотложных мер по локализации разлива нефти и нефтепродуктов;
защита населения, оказание помощи пострадавшим, локализация разлива нефти и нефтепродуктов и устранение причины возникновения чрезвычайной ситуации.
Аварийные формирования (дежурный персонал) организаций, осуществляющих операции с нефтепродуктами немедленно приступают к локализации разлива нефти и нефтепродуктов. Время локализации разлива не должно превышать 4 часов - при разливе в акватории, 6 часов - при разливе на почве с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации (независимо от источника получения информации). Ликвидация последствий разлива нефти и нефтепродуктов ведется в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
Работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов проводятся круглосуточно в любую погоду. Смена личного состава формирований (подразделений) проводится непосредственно на рабочих местах.
Организуется (при необходимости) информирование населения, проживающего в непосредственной близости от места разлива. При этом, до населения доводится информация, согласованная с органами здравоохранения о правилах поведения в районе загрязнения, и меры безопасности.
Для уточнения масштабов разлива нефти и нефтепродуктов, складывающейся обстановки и прогнозирования ее развития создаются группы специалистов соответствующего профиля.
Для проведения работ по ликвидации последствий разлива нефти и нефтепродуктов, по решению председателя КЧС, могут привлекаться наземные и водные транспортные средства, базируемые на территории Магаданской области, с последующей компенсацией затрат за счет виновника разлива нефти и нефтепродуктов.
9. Мероприятия считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов:
прекращение сброса (утечки) нефти и нефтепродуктов;
сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств;
размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающей вторичное загрязнение производственных объектов и окружающей природной среды.
Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Указанные работы могут считаться завершенными при достижении допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов в почвах и грунтах, донных отложениях водных объектов, при котором: