Программа представляет собой стратегию формирования и развития государственной политики занятости населения применительно к конкретным условиям и особенностям рынка труда Калининградской области. В этой связи в ней кроме практических мероприятий содействия занятости населения предусмотрено институционное и законодательное оформление основных принципов и подходов к решению проблем занятости населения.
В частности необходимо:
1. Для решения проблемы стратегии развития рынка труда:
1) разработать "Программу развития и формирования трудовых ресурсов области до 2010 года";
2) в период до 2005 года внести предложения по изменению и дополнению уже действующих областных законодательных нормативных актов с целью более качественного решения проблем трудовых ресурсов;
3) разработать региональную законодательно-правовую базу для реализации Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе".
2. В целях повышения качества спроса на рабочую силу обеспечить достойный уровень оплаты социально-значимых общественных работ.
3. Проблему формирования трудовых ресурсов решать на основе принципов социального партнерства.
4. Проблему занятости в приграничных районах решать путем активного привлечения средств инвесторов и возможностей международных проектов, для создания новых рабочих мест, организации сельхозкооперации и развития предпринимательской деятельности.
Мероприятия настоящей Программы предполагается сфокусировать на наиболее проблемных районах области. Критерием для этого служит 5% критический порог официальной безработицы от уровня экономически активного населения.
5. Решение финансовой проблемы возможно при постепенном увеличении доли средств, выделяемых из областного бюджета, а также бюджетов других уровней и средств, привлекаемых из иных источников (прежде всего от работодателей).
В 2003 году на реализацию мероприятий активной политики занятости было запланировано выделение: из федерального бюджета - 18,8 млн.рублей, из областного бюджета - 1 млн. 200 рублей, из местных бюджетов - 3,0 млн.рублей и около 2,0 млн.рублей - от работодателей. Таким образом, на долю областного бюджета приходилось 4% от общей суммы.
В 2004 году доля областного бюджета в финансировании активной политики занятости населения в проблемных городах и районах области уменьшится до 0,9 млн.рублей (0,5 млн.рублей - общественные работы, 0,2 млн.рублей - занятость несовершеннолетних и 0,2 млн. рублей - поддержка самозанятости безработных), а в 2005 году увеличится до 2,0 млн. рублей (1,22 млн.рублей - общественные работы, 0,28 млн.рублей - занятость несовершеннолетних и 0,5 млн.рублей - самозанятость безработных). В результате чего будет достигнут необходимый уровень финансового обеспечения мероприятий активной политики занятости.